Модель шлюпа «Восток» в собрании Музея истории Казанского университета

«Мы обогатили круг географических сведений открытием более 30 островов, сделали множество полезных наблюдений,

умножили музеумы наши новыми и любопытными произведениями природы»

И.М. Симонов

Так описывал итоги первой русской кругосветной экспедиции ее свидетель и участник Иван Михайлович Симонов (1794-1855). Выпускник  Казанского университета, астроном, профессор, ректор, он принёс своими научными исследованиями всемирную известность Казанскому университету. В 1819-1821 гг. Симонов принял участие в кругосветной экспедиции под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, открывшей шестой материк – Антарктиду.

Заграничные ученые, которые должны были присоединиться к экспедиции в Копенгагене, в самый последний момент передумали, и Симонов оказался единственным представителем ученого сообщества в этом плавании, став фактически научным руководителей экспедиции. Ему пришлось заниматься не только астрономией, но и метеорологией, гидрологией, магнитными измерениями, ботаникой, этнографией и многим другим. Уровень, разнообразие, точность и глубина его исследований и по сей день восхищают знатоков. Его вклад в успех экспедиции был велик. В плавании Симоновым была разработана более удачная формула для вычисления истинных лунных расстояний, которой еще долго пользовались моряки всего мира, а также сконструировано несколько новых оптических приборов, собраны коллекции всевозможных редкостей для университетских кабинетов. 

Для экспедиции снаряжалось два корабля – шлюп  «Мирный» и шлюп «Восток». Шлюп – это военное трёхмачтовое судно XVIII–XIX вв. с прямыми парусами на передних мачтах и косыми – на задней (бизань) мачте. Оно выполняло разведывательную, дозорную или посыльную службу. В России в первой половине XIX в. шлюпы часто использовали для кругосветных плаваний и научных экспедиций.

 30 июня 1819 г. воспитанник Казанского университета поднялся на борт 28-пушечного шлюпа «Восток». Его спроектировал полковник В.Ф. Стоке. Корабль строили на Охтенской верфи С. Петербурга. Заложили 31 января 1817 г., спустили на воду – 4 августа 1818 г. Водоизмещение составляло  900 т, длина — 39,6 м, ширина — 10,4 м, осадка — 4,8 м, максимальная скорость — 10 узлов, экипаж — 117 человек. На вооружении состояло 16 пушек 136-мм калибра и 12 карронад 120-мм. Шлюп прослужил 10 лет и в 1828 г. в Кронштадте был разобран. Именем шлюпа назван берег в Антарктиде и остов в Полинезии.

Вот как Иван Симонов в своей «Автобиографии» описывает корабль: « На нашем судне было три мачты: середняя, называемая ГРОТ-МАЧТА, передняя-ФОК-МАЧТА, задняя — БИЗАНЬ. Пространство верхнего пола на шлюпе, называемого ВЕРХНИМ ДЕКОМ или ПАЛУБОЙ, разделяется на три части: место от кормы  до задней мачты называется ЮТ, от задней мачты до большой – ШКАНЦЫ, от большой до передней — ШКАФУТ, а от передней мачты до окончания корабельного носа-БАК. Комнаты, в которых живут капитаны и офицеры, назывались КАЮТЫ. В отделении капитана, близ самой кормы, есть большая зала, она называется  ГАЛЛЕРЕЕЮ; а средняя общая зала, в которой обедают офицеры, называется КАЮТ-КОМПАНИЯ. Всякая лестница, ведущая сверху вниз, с наружности корабля или внутри, именуется ТРАП».

Основной труд Симонова об экспедиции был опубликован издательством Казанского университета в 1990 г. в сборнике «Два плавания вокруг Антарктиды». Яркими красками описано 1 января 1820 г.:

«Когда мы взошли на шканцы, то увидели, что шлюп «Восток» окружен плавающими льдинами в близком расстоянии и густым туманом. Рев волн, дробящихся о ледяные массы, сливался с пронзительным криком пингвинов. В 8 часов утра к этим диким звукам присоединился грохот пушек, подававших со шлюпа «Восток» туманный сигнал «Мирному», с тем, чтобы он показал своё место такими же выстрелами…».

Симонов любопытно описывал «разговор» военных кораблей между собой: «Проходя близ Кроншлотской крепости, мы салютовали ей 7 пушечными выстрелами, с крепости отвечали нам тем же числом выстрелов. Так военные корабли разговаривают между собою и с крепостями (морские и береговые твердыни): для изъявления своей горести при прощании и радости при свидании обыкновенно употребляют язык громов. Но у них есть и другое наречие-язык сигнальных флагов, посредством которого весть о нашем отплытии мгновенно передана была в Петергоф государю и в Санкт-Петербург – морскому министру…».

Интересен рассказ Симонова и об обычае праздновать переход через экватор: «…На шлюпе «Восток»  из древнего обычая  праздновать переход через экватор удержан был только обряд омовения, и так как между нами один только капитан Беллинсгаузен прежде был на экваторе, то он и познакомил офицеров и всех чиновников шлюпа с водою Южного полушария, вспрыснув ею всякого из нас. Командир шлюпа, над коим вместе с нами совершен был этот обряд, исполнил то же над командою, с той только разницею, что вместо капель вылита была полная кружка морской воды в лицо каждому матросу, чему всякий из них с удовольствием подвергался…».

Шлюпы «Восток» и «Мирный» отличались по оснащению. «Восток» качественно уступал второму шлюпу. Корпус «Востока» оказался слабым для плавания в полярных льдах, и его приходилось неоднократно ремонтировать в ходе экспедиции. К концу экспедиции состояние шлюпа «Восток» оказалось настолько плачевным, что побудило Беллинсгаузена прекратить экспедицию на месяц раньше и принять решение о возвращении. Там не менее, «два шлюпа, презрев все опасности, прошед места, почти непроходимые, и с успехом окончив возложенное на них дело, возвращались в свое Отечество, распространив круг человеческих знаний многими открытиями». «Я был свидетелем, — пишет Симонов, —  и по возложенной на меня обязанности, со званием астронома-наблюдателя сопряженной, участником в сем знаменитом деле. Путешествие наше имело счастье обратить  на себя благосклонное воззрение монарха; нет сомнения, что оно удостоено будет и вашего внимания».

Сегодня в Казани можно увидеть шлюп «Восток». Правда, в сильно уменьшенном виде. Его модель, выполненная в масштабе 1:100, находится в постоянной экспозиции музея истории Казанского университета. Она была подарена Центральным военно-морским музеем Санкт-Петербурга в преддверии 200-летнего юбилея университета и передана в музей контр-адмиралом в отставке Кириллом Тулиным.

Модель шлюпа  «Восток» как символ подвига российских моряков, которым довелось длительное время плавать в антарктических морях на таких небольших парусных кораблях, пробиваться к берегам ледовитого континента, заняла достойное место в экспозиции музея, посвященной кругосветному путешествию с участием И.М. Симонова. 

Корпус модели выполнен из дерева, палуба и надстройка: дерево, металл. Конструктивные параметры прототипа — длина габаритная: 63 м, модели-63 см, ширина корпуса максимальная: 9,5 м, модели – 9,5 см, осадка: 4м, модели-4 см, обоснованные отклонения от прототипа — упрощенная деталировка мелких деталей, особенности модели: подводная часть обшита листами медной обшивки. Реконструкция выполнена А. Ларионовым, Войшвило; судомоделисты Ф. Платонов и А. Рубежов.

Материал подготовлен сотрудником Музея истории КФУ

А.О.  Костиной