С 30 марта по 3 апреля его организация устраивала благотворительный концерт в рамках Международной выставки-ярмарки «Казанская Чаша». Фонд занял II место в конкурсе исполнителей.

— Раушан, откуда появилась идея организовать концерт?

— Очень много в нашем окружении творческих и способных людей, которые могли бы и хотели бы в этот проект внести «каплю добра». И, объединив этих неравнодушных, творческих людей, создали именно этот концерт. И, действительно, он удался. Организаторы высоко оценили нас, предложили нам сотрудничать, и на следующий год мы заполним полностью всю музыкальную площадку.

На фото участники ярмарки «Казанская Чаша»

— Расскажи о деятельности вашего фонда. Кому вы помогаете?

— Это три категории матерей. Первая – те, которые успели родить непосредственно в родильном отделении, и находятся на стадии отказа от ребенка. Вторая категория – жертвы домашнего насилия. И третья – это мамы, которые попали в трудную ситуацию, у которых нет возможности содержать себя и ребенка.

— А помнишь ли ты первого ребенка, которому вы помогли?

— Зовут его Давид. Фонд тогда существовал как инициативная группа. Мы поддержали одну мамочку, она родила. Помогли ей снять комнату в общежитие, и она, пока находилась там, не работала. Наши ребята помогали ее содержать: и материально, и продуктами, и детскими товарами. Так было где-то на протяжении девяти месяцев, пока ребенок не окреп. И она прошла социальную адаптацию. Как выпускница этого проекта, мама Давида сейчас самостоятельно живет, работает, ребенка приводит в наш кризисный центр, как в некий надомный детский садик (временного присмотра). Это три комнаты с большим залом, где наши проживают подопечные — шесть женщин и шесть детей, — а также социальный работник.

— Довольно тесно.

— Места всегда не хватает, и мы хотели бы расширяться. Для этого и проводим подобные мероприятия, чтобы собрать средства на реализацию нового проекта. Это будет уже большое, отдельно стоящее помещение, частный коттедж, с приусадебной территорией, где мы сможем организовать место для социального приюта.

— А приходилось ли временно размещать подопечных у себя дома?

— Конечно, приходилось. Сейчас у меня дома живет такая мама. Мы ее приняли из четвертого роддома около месяца назад. Мальчику, от которого она хотела отказаться, три месяца.

На фото Раушан с женой Натальей и детьми

— А как твоя семья относится к подобным «гостьям»?

— Если бы семья меня не поддерживала, то, скорей всего, я бы этим не занимался. Супруга моя является психологом по образованию, она активно участвует в реализации этого проекта. Она работает с нашей надомной подопечной, помогает ей воспитывать ребенка, объясняет, как это делается, и они вместе ведут хозяйство.

— Легко ли уговорить маму, уже решившую отказаться от ребенка, не делать этого?

— В семидесяти-восьмидесяти процентах случаев, когда вопрос обеспечения, проживания, поддержки и питания решается, мамы все-таки соглашаются на то, чтобы оставить ребенка. В других случаях — это какой-то потаенный страх перед близкими. Два примера из нашей практики: девочки-студентки, одной девятнадцать, другой двадцать один год. Одна из них, из Пестричинского района, забеременела, никто не знал, она родила и не захотела оставлять ребенка, потому что боялась общественного мнения: родители не примут. Другая, из Буинска, была в страхе, что не сможет содержать ребенка.

— А кто составляет «костяк» вашей организации?

— Я, моя семья, и еще есть три-четыре человека, на чьих плечах тоже лежат какие-то организационные вопросы. Зачастую все остальное завязано на мне, как на директоре фонда. Поэтому «welcome» волонтерам, всем, кто хочет присоединиться в качестве журналиста, пиарщика, рекламщика, для того, чтобы просто оповещать о наших мероприятиях, вести группу во «ВКонтакте», наполнять сайт контентом. Также нам нужны юристы, соцработники, психологи, водители, повара, медработники. Они необходимы, так как часто приходится, например, восстанавливать различные документы. Когда подопечные попадают к нам, у них обычно бывают проблемы с прописками, с полюсами и так далее. Все эти проблемы можно решать. Соответственно, нужны водители, чтобы ездить и возить по разным инстанциям. Тех, кто готов участвовать, мы приглашаем к реализации социально значимого проекта – предупреждение социального сиротства в нашем городе. За 2015 год было пятьдесят два отказа от младенца. Мы надеемся, что в 2016 году их будет меньше благодаря данному проекту. Человек, который не хочет как-то активно участвовать в «Добро Даром», может просто направить деньги через платежные системы. Все это прозрачно, попадает сразу на расчетный счет. Мы ведем отчеты в группе и на сайте фонда. Мы понимаем, что волонтерство – это труд, который не оплачивается. Но чем больше волонтеров, тем больше проектов, идей может реализоваться, в том числе и не связанных с одинокими матерями. Сейчас я вхожу в состав рабочей группы по организации мероприятий городского уровня, под эгидой мэрии. Ильсур Раисович поставил задачу делать сайт-портал, в создании которого я принимаю участие. Портал направлен на то, чтобы объединить благотворительные фонды, организации и просто горожан. О нашем проекте также знают не только мэрия, но и главы районов. Они принимают активное участие в реализации наших идей.

На фото Раушан во время рабочего совещания в исполкоме Казани

— Насколько я знаю, у «Добро Даром» был социальный эксперимент «Пусть мама услышит», направленный на привлечение внимания людей к проблеме детей-отказников. Планируется ли подобное в будущем?

— Проект действительно был. Мы хотим его продолжить в летнее время, чтобы увидеть общественную реакцию на подобные случаи. Также ожидаются проекты, нацеленные против абортов. Возможно, это будет 1 июня, на день защиты детей. Мы хотим призвать женщин не прерывать беременность, осознать, что жизнь ребенка начинается не тогда, когда он рождается, а в момент зачатия.

— Нередко общественность скептически относится к благотворительным организациям. Как с этим бороться?

— Я верю в то, что человека должны судить по делам. Чем чаще человек видит реально реализуемые проекты, свидетельства и отзывы, тем спокойнее он относится к подобным организациям. Сегодня люди доверяют же таким крупным фондам, как «Подари жизнь», например. Потому что у них есть свое имя. Почему бы и нет? И мы создадим бренд, просто делая хорошо свою работу.

 

Алсу ГАРАПОВА