— Адель Ильсиярович, многие знают, что международное право преподают в Казанском университете уже более 211 лет. А какой важный исторический факт, которым вы гордитесь,менее известен?

— Даже юристы не все знают, что именно на нашей кафедре зародилась российская наука международного частного права и первая российская книга по нему была выпущена тоже у нас. Ее автор Николай Иванов. Этот наш приоритет признан в России, и мы гордимся вкладом наших ученых.

— А какие достижения последних лет являются предметов вашей гордости?

— Таких достижений немало. Как вам, к примеру, тот факт, что из 15 сотрудников кафедры 5 являются докторами юридических наук по международному праву (в МГУ всего один такой доктор на аналогичной кафедре), а остальные 10 – кандидатами наук? Или вот еще пример: в этом году состоятся защиты докторских диссертаций сразу трех сотрудников кафедры. Это беспрецедентный факт! Все это характеризует состояние научной школы и ее будущее.

— Когда состоится ближайшая защита и какой теме она будет посвящена?

— В марте будет защищать докторскую диссертацию Наталия Тюрина. Ее работа посвящена вопросам права Всемирной торговой организации (ВТО), участию России в этой организации, защите национальных экономических интересов России в сотрудничестве с другими государствами и тем проблемам, которые связаны, например, с наложением санкций со стороны Евросоюза, США на Россию.

— То есть ваши ученые исследуют самые актуальные на сегодняшний день проблемы?

— Конечно, например, сейчас во всем мире происходят интеграционные процессы. Россия тоже участвует в этих процессах в рамках Евразийского экономического союза, поэтому в фокусе наших научных исследований вопросы региональной интеграции, этому посвящены мои работы и других сотрудников. Также наши сотрудники активно вовлечены в рассмотрение проблем миграции, международно-правовых механизмов защиты прав мигрантов, обеспечения национальной безопасности в условиях усиления миграционных потоков. Мы видим, что творится в мире и не можем остаться в стороне.

Как Вы относитесь к тому, что происходит сейчас в Германии, Франции и некоторых других европейских странах?

— Эта проблема очень сложная и касается большого количества государств. Миграционные потоки очень актуальны для стран Евросоюза. В них за год прибыло более миллиона мигрантов в статусе беженцев из Ирака, Сирии,Афганистана. В этих странах ведутся военные действия.

— Проблема, с которой столкнулись европейские страны, может коснуться России?

— Конечно. Благодаря достаточно высокому уровню экономического развития и определенной стабильности, мы можем стать страной, притягательной для мигрантов. На мой взгляд, государства должны объединить усилия, чтобы защитить свое население, при этом права беженцев не должны нарушаться.Необходимо соблюсти баланс.

Самые серьезные из возникающих проблем связаны с обеспечением национальной безопасности государств. Угрозы существуют, прежде всего, со стороны международных террористических организаций, включая, конечно же, так называемое Исламское государство, запрещенное в Российской Федерации и в ряде других стран. В первую очередь, речь идет об угрозе терактов (вспомните ноябрьские теракты во Франции!). Здесь государства должны найти баланс: как обеспечить безопасность своим гражданам и реализовать права мигрантов? Поодиночке государства решить эту проблему не смогут.

Беженцы, количество которых перевалило за миллион, уже стали виновниками серьезных проблем, причем, как экономических, так и социальных. Возникли проблемы, связанные с функционированием правоохранительных органов, защитой прав граждан этих государств. Мы знаем, что происходило в Германии, в Кельне, в новогоднюю ночь. Это еще раз убедило в том, что существует ряд проблем, которые государства поодиночке решить не могут.

— Ввиду того, что возникла определенная напряженность между США, странами Евросоюза и Россией, появились проблемы, связанные с академической мобильностью ученых.

— В данном случае наша кафедра является счастливым исключением. На наших международных контактах это никак не отразилось. В прошлом году кафедра — одна из немногих в России — получила Грант имени Жана Монне в рамках программы «Эразмус», мы также работаем по программе «Темпус» с партнерами из ЕС, такими как Университет Загреба (Хорватия), Университет Марибора (Словения), Рижская Высшая школа социальных технологий (Латвия). Кроме того, кафедра осуществляет еще один очень интересный проект – участвует в консорциуме университетов по реализации магистерской программы «Международная защита прав человека». В консорциум входят ведущие российские вузы: МГИМО, Российский университет Дружбы народов, РГГУ. Программа осуществляется при непосредственном участии и под эгидой Управления верховного комиссара ООН по правам человека и предусматривает очень высокую степень академической мобильности. Мы читаем лекции по правам человека за рубежом, а зарубежные ученые приезжают к нам. В прошлом году нашим магистрантам читали лекции профессора из Испании, Италии, Венгрии. В этом году мы ждем Пауло Поликастро — профессора из Италии, который приедет в апреле, чтобы прочитать курс лекций

— Где работают выпускники этой магистерской программы?

— Поскольку программа осуществляется под эгидой ООН, ее выпускники востребованы за рубежом, в том числе в структурах ООН. Сейчас рассматривается возможность прохождения стажировки нашими магистрантами в Управлении верховного комиссара по правам человека ООН. Важно, что магистранты имеют возможность в рамках программы проходить стажировки в Летнем университете по правам человека в Венеции. Эта программа работает уже с 2012 года и была организована по инициативе ректора И.Гафурова и Управления верховного комиссара по правам человека ООН.

— Новые магистерские программы готовятся к запуску?

— Да, сейчас мы занимаемся доработкой первой на нашем факультете англоязычной магистерской программы. Она будет посвящена вопросам международного экономического права и правового регулирования внешнеэкономических отношений и расширит наши возможности по привлечению иностранных магистрантов.

— Адель Ильсиярович, у представителей вашей кафедры возникают трудности с публикацией статей в высокорейтинговых журналах?

— В целом для гуманитариев, и в особенности для юристов, опыт публикации в высокорейтинговых зарубежных изданиях, индексируеммых в системах WoS и Scopus, — это совершенно новая практика. Раньше для нас это была terraincognita, несмотря на то, что у кафедры есть совместные с ведущими университетами мираиздательские проекты…Уже в 90-е годы мы с нашими партнерами из Левенского католического университета (входит в Тор 100 университетов мира), Болонского университета, Франкфурта-на-Майне опубликовали ряд монографий, посвященных международно-правовым аспектам правосубъектности государств и вопросам федерализма. Эти работы уже были индексированы в WoS и Scopus. Сейчас наши работы активно публикуются в высокорейтинговых изданиях.

— Я знаю, что в числе сотрудников кафедры есть иностранец.

— Впервые нашим студентам курс по международному уголовному праву читает читает профессор из Австрии, из Университета города Граца Томас Крюссман, являясь штатным сотрудником кафедры на этот учебный год.  

— Вы владеете четырьмя иностранными языками: английским, французским, испанским, итальянским.По-вашему, сколько языков необходимо знать юристу-международнику?

— Еще профессор Давид ИсаковичФельдман, основоположник нашей кафедры, владел английским и немецким, он читал лекции в Гаагской академии международного права, что для юриста-международника является высшей степенью международного признания. Многие сотрудники нашей кафедры имеют ученые степени зарубежных университетов, читают лекции в вузах других стран не только на английском, но и на французском, немецком. На мой взгляд, юрист-международник обязан знать 2-3 иностранных языка. Если он этим потенциалом владеет, то он востребован, мобилен, может участвовать в реализации международных программ.

— Представители вашей кафедры- одни из самых мобильныхв КФУ.

— Да.Собрать всех вместе — всегда очень большая проблема.Один — на стажировке в Бельгии, другой — в ООН, третий учится в магистратуре в университете Болоньи, четвертый — в Японии, пятый — в Лейденском университете… А те, кто не уехал, готовятся к поездкамза рубеж.У нас высшая степень мобильности, какую только можно себе представить.Мы самые счастливые среди юристов, поскольку для нас нет границ, нам открыт весь мир!

 

.