В этот во многом экзотический для россиян «северный город» (так с китайского переводится Пекин) занесла нас с коллегой журналистская судьба. Девятого июля в Народном университете Китая состоялись сразу два заметных международных события: Международный форум гуманитарных и социальных наук «Журналистское образование и развитие СМИ в Китае и России» и торжественная церемония создания «Союза журналистского образования вузов Китая и России». Была подписана соответствующая декларация, объединившая 14 российских и 21 местный вуз. Подробнее о своем участии в указанных мероприятиях я написал в предыдущей публикации.

Приехать в Пекин только на два дня, как приглашали организаторы, я посчитал несправедливым. Когда еще удастся там побывать? Поэтому решил выкроить еще пару дней на осмотр города, чтобы 12 июля быть в Казани и принимать вступительный творческий экзамен у абитуриентов. Эта публикация – результат пешеходного знакомства со столицей КНР. Экскурсии брать мы не стали. Во-первых, из окна автобуса и в сопровождении гида увидел бы то, что показывают всем туристам. В чем здесь эксклюзив? Вся информация есть в Интернете. Захотели, что называется, прочувствовать атмосферу самостоятельно. Во-вторых, в условиях цейтнота искать в огромном городе (население Пекина около 21,5 миллиона человек) место отправления экскурсионных автобусов посчитали тратой времени. Хотя в последний день поездки мы побывали возле станции отправления экскурсионных автобусов, но к тому времени все билеты уже были распроданы.

И, слава Богу. Прогуливаясь пешком, мы увидели и узнали больше.

Ниже я представляю результаты нескольких своих наблюдений за городской жизнью Пекина. Возможно, мой коллега, доцент кафедры журналистики КФУ Дмитрий Туманов, посчитает нужным когда-нибудь дополнить или опровергнуть меня в них. Сейчас я пишу о том, что видел и чувствовал сам.

Перед тем, как отправиться в дорогу, выучите элементарные фразы на английском языке, ведь китайцы в большинстве своем даже слова «спасибо» по-русски не знают. Английским они тоже почти не владеют, однако, в отелях, метро, туристических объектах вы не потеряетесь. Там много англоязычных указателей. А вот в многочисленных туристических центрах на улицах Пекина ваш английский не поможет – парадокс, но такое ощущение, что они там предназначены только для местного населения. Я не нашел никакого переведенного на английский язык справочного материала!

Не запарьтесь. Давно ли вы были в парной? Добро пожаловать в столицу Китая! В начале июля там было под сорок градусов днем и под тридцать ночью. Город огромен, над ним постоянный смог, усиливающий жару. Местное население часто ходит под зонтиками. Для чего? Солнечный удар здесь получить сложно, а вот свариться риск велик. Не знаю, как у них с этим делом зимой, но летом больше чем 30-40 минут на улице проводить тяжело, да и опасно для нас. Обязательно нужна тень, желательно с кондиционером.

Если ветерок иногда и подует, то ничего с собой не принесет: цветы и листья деревьев (их много, но толку от них нет) не пахнут. Они словно декорации. Мы спасались в кафе, либо в метро.

Совет: не находитесь долго на улице, пейте больше воды. Но учтите, что в условиях высокой влажности вы будете еще больше потеть, а одежда не высохнет, оставаясь постоянно влажной.

Пользуйтесь метро. Оно удобное, поезда с кондиционером и длинные: полтора десятка линий, включая две кольцевые. Станции расположены недалеко друг от друга, найти их можно в любых точках города. Все указатели переведены на английский язык, поэтому потеряться практически невозможно. Купить билет не составит труда: на большинстве станций это механизировано. Но сначала посмотрите на карте, на какой линии находится нужная вам станция. Затем подойдите к специальному аппарату (придется небольшую очередь выстоять), на интерактивном экране которого представлена карта метро, с помощью соответствующей клавиши переключитесь на английский язык и выберите нужную вам линию, после чего найдите на экране обозначение станции назначения и приложите к нему палец. На экране высветится стоимость одного билета. Самый дешевый в пределах одной линии составит три юаня, самый дорогой в другой конец города с несколькими пересадками – всего семь. Билетов надо больше? Слева можно выбрать их количество, и машина суммирует стоимость. Вносите деньги – соответствующее отверстие справа.

Советы: во-первых, имейте при себе мелкие деньги. Мне машина отказалась давать сдачи с купюры в 20 юаней за два билета по 4 юаня каждый. Следите также за качеством банкнот: мятые аппарат не примет. Вносите деньги быстро: интервал между купюрами должен быть не более пяти секунд. Не успеваете? Аппарат будет возвращать вам их до тех пор, пока вы не отмените операцию.

Во-вторых, в пекинском метро постоянный час пик. Открыто оно с шести утра до 11 вечера. Даже воскресным вечером мы с коллегой попали в давку. Настроение у нас было хорошим только из-за мощных кондиционеров в вагоне. Но, радуясь свежему воздуху, не забывайте о контроле личных вещей: воровства хватает везде.

В-третьих, сохраните билет до конца поездки, потому что на выходе в город необходимо пройти турникет, отдав ему билет. Потеряли? Тогда придется заплатить снова, благо кассир находится рядом. Кроме того, если в поезде вы вдруг решили выйти на другой станции, то также придется платить за идею.

Будьте осторожны при регистрации в гостиницах. С карточки без предупреждения удержат так называемый депозит (несколько сотен юаней в зависимости от времени пребывания в отеле), как нам пытались объяснить на ресепшен, «на всякий случай». Я понимаю, что если бы мы на территории отеля питались, пользовались другими платными сервисами – это было бы своего рода гарантия нашей платежеспособности. Но когда за номер заплачено, а кафе, почта, магазины просят расплачиваться на месте, такую практику можно считать недоверием к клиентам. О нем не сказано ни в каких документах (требовал показать – не принесли). У них типа так принято. Говорят, такое практикуется и в других странах.

Мы долго возмущались, все-таки доказали свою правоту. Но возврат денег между странами до сих пор не состоялся. Сказали, что «ждите от 7 до 15 рабочих дней». Вот как снимать, так в три секунды, а как возвращать…

Совет: расплачивайтесь наличными, так вы сможете сразу узнать, за что у вас берут деньги.

Внимательнее на улицах города! Приготовьтесь к тому, что соблюдение правил дорожного движения в Пекине скорее желательное, чем обязательное. Конечно, автотранспорт едет на зеленый, останавливается на красный. Дорожные знаки в Китае такие же, как у нас.

Но это вам не Казань: по крайне правой полосе здесь ездят не только автобусы, но и многочисленные мотоциклисты, рикши, велосипедисты. Причем в обоих направлениях. Родители возят детей на великах и мотоциклах, кто-то по работе едет с грузом. Безопасные шлемы на голову? Кто здесь их надевает?! Постоянно маневрируя между автобусами, выезжая на тротуары чтобы объехать «пробки», создавая аварийные ситуации на перекрестках (это я их должен пропускать на свой зеленый!) эти люди рискуют жизнями, куда-то спешат. Ни одного «гаишника» не увидел я на дорогах.

Местные водилы сначала притормаживают, выезжают на перекресток и дают по газам. Или могут развернуться на пешеходном переходе. Матерись на них, не матерись – не понимают!

А может, государство считает, что «тысячей китайцев больше, тысячей – меньше»?

Мы встретили на некоторых перекрестках «женщин в желтом» (одна из них на фото). Выяснилось, что это обычные активисты, помогающие пешеходам: они подсказывают, как найти магазины, кафе, где остановка общественного транспорта. Толку в регулировании дорожного движения от них, как я заметил, никакого. С одной из них мы познакомились недалеко от нашего отеля. Как только она узнала, что мы из России, сфотографировалась с нами и позволила «сфоткать» себя. Свои обязанности при этом она послала подальше…

Говорят, «гаишники» в Китае носят ярко зеленую форму и выписываемые ими штрафы большие. Но я их не видел ни разу ни на перекрестках, ни в пробках. Привычный россиянину регулировщик дорожного движения в Пекине редкость.

Совет: не начинайте переходить дорогу сразу, как только загорится ваш «зеленый». Подождите несколько секунд, внимательно посмотрев в сторону следования автомобильного потока. Велосипедисты, мотоциклисты или рикши могут продолжать движение. Идите, вытянув в их сторону руку, тем самым, давая им сигнал «стоп».

Не превращайте поездку в шоп-тур. Я отказал всем, кто просил меня привезти из Китая электротехнику. Для чего вести оттуда, если цены все равно одинаковые (зашли мы в несколько пекинских магазинов и убедились в этом). Кроме того:

  1. Купленная в Пекине техника вряд ли была бы русифицированной. Пришлось бы здесь доплачивать за эту услугу, включая перевод инструкции.
  2. В Китае используется не двух-, а трехштекерные розетки, соответственно, такие же зарядные устройства. Европейскую розетку найти большая проблема. Ни на улицах столицы КНР, ни в отелях, ни в аэропорту или вокзалах вообще никак телефон не зарядить. Соответствующих аппаратов нет.
  3. Если у купленной в Китае техники что-то сломается, все готовы снова отправиться туда в сервисный центр?

Итак, кто говорит, что в Китае продается много дешевой и качественной техники, вероятно, сам в той стране пока еще не был. Нормальная техника везде имеет приличную цену. А однодневного ширпотреба хватает везде.

Совет: если поедете в Китай, то оставьте дома зарядники, купите обычные недорогие батарейки (вдруг из багажа в аэропорту украдут? Случаи бывают). Электротехнику можно купить и в отечественных магазинах.

Планируйте посещение туристических объектов в первой половине дня. Площадь Тяньаньмэнь, «Запретный город», Летний дворец императора, Храм неба – вот основные туристические центры столицы КНР. Не думайте, что за один день удастся посмотреть все. Во-первых, все они масштабные, во-вторых, рано закрываются. Например, кассы во дворец императора в «Запретном городе» заканчивают работу в 16.30 даже в воскресенье (зимой еще раньше). Но даже если вы купите билет в 16.20, то не факт, что удастся осмотреть дворец. Во всяком случае, около 17 часов полиция выгнала всех с площади перед дворцом и перекрыла вход в здание.

В первый день нахождения в Пекине я увидел, как в восемь вечера солдаты национальной гвардии зачистили центральную часть площади Тяньаньмэнь, перекрыв все входы туда.

Совет: туристов в Китае обслуживает некая государственная компания, которой не важна прибыль. Билеты на автобусные экскурсии заканчиваются еще утром, и если ты не успел – твои проблемы, приходи завтра раньше. Погулять по туристическим объектам вечерами проблема. Мало народу там не потому что нет желающих увидеть эту красоту, а потому, что закрыто.

Готовьтесь к постоянным подъемам и несоблюдению техники безопасности. Поскольку в представлении местного населения император – это небожитель, то чтобы увидеть, например, его летний дворец (загородную дачу) придется преодолеть множество лестниц. В условиях жары сделать это не каждому под силу. Не торопитесь, отдыхайте как можно чаще, пейте воду. Не ищите тень – бесполезно: здесь парниковый эффект. Собрались с силами – вперед, устали – останавливайтесь.

Честно говоря, я был разочарован этим летним дворцом императора. Восходили мы на него почти три часа с остановками, наконец, дошли. И что? Внутри бабушки продают сувениры, и имеется большая статуя Будды. Местное население – буддисты – идут поклониться своему божеству. А мы для чего? Получается, что за впечатлениями и фотокадрами. Чтобы увидеть местное озеро, туристы встают на каменную гору и фотографируют с нее, едва сохраняя равновесие и рискуя жизнью. Посмотрите фото. Техника безопасности не соблюдается. Не дай Бог, кто упадет – разобьется о камни. Находящиеся где-то рядом двое полицейских ничего не смогут сделать. Они, конечно, за порядком следят, но их там явно мало.

Совет: знайте свой организм, берегите себя. Будьте внимательны постоянно.

Торгуйтесь на рынке, но не ешьте все подряд. На улицах Пекина уже не встретишь продажи всякой зажаренной экзотической живности. Хот-доги, что-то еще продают прямо в киосках печати. Если хотите отведать жареных скорпионов, отправляйтесь на улицу Вангфуджинг (одноименная станция метро на первой линии). Чего только нет в этом торговом уличном квартале! Как будто на отечественный вещевой рынок пришел. Ну разве что портретов Мао Дзедуна, исполненных в форме магнитов, подарочных тарелок, брелоков и так далее много. Цены кусаются. Торгуйтесь! Зная элементарный английский, вы без труда найдете общий язык с продавцами. Так, я, выбирая набор подарочных открыток о Пекине, сбил на них цену с 65 юаней до 12. Думаю, что мог и дальше торговаться, но совесть не позволила. Красивую сумку я приобрел не за 110, а за 60 юаней. Обладая артистизмом и некоторой наглостью, вы всегда приобретете вещи за приемлемую для своего кошелька цену.

Что касается пробы экзотической еды – не рискнул. На том же рынке продаются жареные морские звезды, скорпионы, что-то из морепродуктов. Всего лишь по 25 юаней за 100 граммов. Мы питались европейской едой в кафе рядом с нашим отелем. В душную погоду и есть не хочется: так уж, для поддержания тонуса. Решайте сами, пробовать ли китайскую кухню. Учтите, что она жирная, обильно политая всякими острыми соусами. Кто знает, как примет блюда ваш организм.

Совет: возьмите с собой в дорогу самые необходимые лекарств, носите их с собой.

Вот восемь советов, сделанных в результате личных наблюдений на улицах душного Пекина. Может быть, они кому-то помогут. Сознательно почти ничего не писал о риске быть ограбленным: это есть в каждом крупном городе и сохранять все необходимые меры предосторожности необходимо всегда.

Прошедшая поездка стала для меня во многом экспедиционной, ведь ехал почти в неизвестность. Что я знал о Пекине недавно? Ну, смотрел что-то по телевизору раньше, да и то не специально. Что я знаю о Пекине теперь? Да ничего, за исключением сказанного выше.

Буду рад, если каким-то образом открыл вам столицу КНР. Полный фотоальбом опубликован в социальных сетях здесь. Ваши мнения, наблюдения и замечания жду в комментариях к этим заметкам.

Хотел бы я вернуться туда снова? Наверное, да. Предстоит конкретизировать впечатления, увидеть и осмыслить что-то новое. Например, к «Великой Китайской стене» съездить. Выучить некоторые китайские слова (полностью язык я вряд ли освою, особенно их тональностью употребления слов). Возможно, укрепить научные контакты. Еще раз прикоснуться к местным историческим и культурным памятникам. Надеюсь, что созданный Союз журналистского образования вузов Китая и России поможет мне в этом.

Вот только долго находиться в Китае я не рискну. Слишком душно. Местное население адаптировано, а я – увы…

Роман БАКАНОВ

Фото автора и Дмитрия Туманова