Лекция была поделена на три этапа взаимодействия религиозных учений: первый — возникновение ислама; второй — мусульманские завоевания и мирное сосуществование с христианами и, наконец, эпоха Реконкисты —обратное завоевание Западной Европой земель, захваченных мусульманами.
Исламская история
Рождение ислама приходится на начало VII века в Западной Аравии, в Мекке, когда пророк Мухаммед объявил себя посланником единого Бога (Аллаха). Но идея монотеизма не прижилась в тогда ещё языческом обществе Аравии, и пророку пришлось сбежать со своими приверженцами в Медину, где они создали первую мусульманскую общину. Дальше шло завоевание мусульманами всей территории Аравийского полуострова и интенсивное распространение ислама.
Здесь стоит отметить, что благодаря близкому положению Аравии к Византии происходил постоянный приток христиан и иудеев на полуостров — в это время в Византийской империи каждый, кого считали еретиком, подвергался гонению. Таким образом и начал происходить некий культурный обмен между двумя цивилизациями. В этот период Мухаммед тесно общался с христианами и иудеями. К слову, на их помощь Пророк уповал во время своего изгнания из Мекки и потому изначально отзывался о них с почтением. Он писал, что христиан и иудеев, в отличие от прочих, нельзя насильственно принуждать к исламу, что они такие же богопочитатели. Однако после того как они выступили против Мухаммеда, он стал более резко отзываться о них.
По мнению историков, Аравийские племена, несмотря на окружение христианскими государствами, не могли из язычества перейти в христианство, потому что эта культура была для них слишком сложна и непонятна.
Арабы завоевали Сасанидский Иран, Египет, Королевство Вестготов, Сирию, Тунис, который стал центром исламского Запада, и дошли до Китая. В 711 году мусульмане пересекли пролив Гибралтар и начали захват Испании. Этот период в мировой истории обозначают как «конкиста» — завоевание.
Взаимоотношения христиан и мусульман
В то время, когда арабы завоевывали испанские государства и распространяли свою религию, в Европе о них ходили слухи, как о свирепых и жестоких варварах, но доказательства этого заявления нет. Их называли загадочным словом «сарацины», которое означало не то «от Сары», не то «Сар — грабитель». Первые внятные сведения об арабах дал Иоанн Дамаскин, который ввёл их в историю Запада по истории в Библии о Агарь в пустыне. Вместе с ним Беда Достопочтенный писал о том, что мусульмане — сыны Измаила, потомки Авраама (прародитель еврейского народа) и Агафьи. Таким образом Запад объяснил появление мусульман и принял их как еретиков, недоразвитых варваров и лжепоклонников.
Совершенно иное мнение о мусульманах было у тех, кто проживал на подчинённых арабам территориях. У христиан и иудеев (их называли «мусарабами») была возможность свободно исповедовать свою религию, строить храмы и не принимать ислам без доброй воли. За это им необходимо было только платить дополнительный налог. Мусарабы восхищались исламской культурой и пытались ей подражать, что удавалось им весьма удачно. Так начала формироваться мавританская культура — смесь культур трёх религий.
Как объяснила Наталья Шадрина, исламская религия изначально старалась объединить все уже существующие религии и поставить себя истоком их всех.
Аудитория зрителей была самая разношерстная: от разницы в институтах, до разницы в мировоззрении и вероисповедании.
Реконкиста и Крестовые походы
Но, к сожалению, мирное сосуществование длилось недолго. Появлялись те, кто был против сращения культур. Среди них был Святой Иаков, который прославился как мавроборец. Именно по дороге паломничества Иакова и началось обратное завоевание Испании Западом. В XI-XV веках под влиянием реконкисты, которую вели католические монархи с целью отвоевать земли на Пиренейском полуострове, занятые эмиратами, мусульмане, проживавшие на этих территориях, постепенно становились гражданами второго сорта. Но лишь в 1492 году пал Гранадский эмират — последнее мусульманское государство в Испании, — вслед за этим начались гонения на мусульман и мавров.
После этого, в XI-XV вв., прошли Крестовые походы, которые проводились с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе. Теперь уже Западные захватчики прошлись по территориям мусульман четыре раза, «освободив» несколько раз Иерусалим, Византийскую империю и множество других государств.
Последствием Крестовых походов стало осмысление вопроса: «Как обратить мусульман в христианство?». Для решения этой проблемы Пётр Достопочтенный решил изучить арабов и их культуру. Это стало началом более масштабного интегрирования исламской культуры в христианскую. Были переведены или вольно пересказаны тексты древнегреческих философов (Геродота, Аристотеля, Платона и других), самого Корана и т.д. Это дало Европе изначальные знания об арабах и арабской культуре. Процесс обмена культурой был еще больше развит Фомой Аквинским, который, грубо говоря, соединил веру и научные знания, полученные от разных культур. Процесс пошел полным ходом, и вскоре были переработаны идеи и изобретения мусульман, которые Европа позаимствовала. Таким образом через завоевания, кровь и насилие в Европу вошли те продукты культуры, которые мусульмане веками выращивали и собирали.
Максим Казыханов, редакция Include
Фотографии: Денис Кан