«Время в Казани проходило весело» – так характеризует светская хроника этот период жизни будущего классика мировой литературы.
Насколько прилежным и любознательным юношей был Лев Толстой, рассказала Стелла Писарева – создатель, первый и почетный директор музея истории КФУ.
Казанский период жизни Л.Н.Толстого – это, прежде всего, Казанский университет, возглавляемый великим Н.И.Лобачевским, это выдающиеся ученые – математики, химики, медики, востоковеды, юристы, прославившие Россию как своими исследованиями и открытиями, так и своими демократическими взглядами.
Казанский период жизни Льва Толстого – период становления личности, формирования мировоззрения великого писателя, философа, гуманиста – нашел свое яркое отражение в его творчестве (автобиографические повести «Отрочество» и «Юность», рассказы «После бала», «Исповедь», «Утро помещика», «Казаки» и др.).
Связи Толстых с Казанью возникли в середине XVIII столетия. Прадед Льва Николаевича граф Андрей Иванович Толстой в 1754 — 1759 гг. служил секунд-майором в Казанском гарнизоне, дед его граф Илья Андреевич пять лет (1815 — 1820 гг.) был казанским губернатором и похоронен на кладбище Кизического монастыря. В Казани жила его младшая дочь Пелагея Ильинична, выданная замуж за казанского помещика Владимира Ивановича Юшкова. В 1841 г. П.И.Юшкова, взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников (совершеннолетним был только старший — Николай) и племянницы, привезла их в Казань.
Поселились Толстые в доме И.К.Горталова на Поперечно-Казанской улице (ул. Япеева, д. 15), заняв нижний этаж и мезонин (верхний этаж занимали хозяева). В этом доме братья Толстые прожили большую часть своей казанской жизни – 1841-1845 гг. «Мы жили в доме Горталова против острога», – вспоминал позднее писатель.
Старший брат Николай, студент Московского университета, в 1841 году перевелся на 2-й курс математического отделения философского факультета Казанского университета. В 1843 г. на это же отделение поступили Сергей и Дмитрий. Мария была определена в Родионовский институт благородных девиц.
Лев выбрал разряд восточной словесности философского факультета. С 29 мая по 5 июня 1844 г. вместе с учениками I и II гимназий он подвергался испытаниям. Получив положительные оценки «4» по закону божьему, алгебре, русской словесности, английскому языку, «5+» по французскому и «5» по турецко-татарскому, он провалился по истории и географии. Пересдав с разрешения ректора эти предметы, 3 октября 1844 г. Л.Толстой был зачислен студентом Императорского Казанского университета. Однако изучение восточных языков не увлекало Толстого.
В первые же годы студенчества Л.Толстой вошел в казанское светское общество, жизнь которого отличалась множеством всяких развлечений. «Весело проходит зима в Казани. Бал за балом, маскарад за маскарадом», – сообщала газета «Казанские губернские ведомости» в №5 за 1844 г. Родовитый молодой человек был везде желанным гостем. «Казанские старожилы помнят его на всех балах, вечерах и великосветских собраниях, всюду приглашаемым, всюду танцующим» (Н.П.Загоскин).
Родовитый молодой человек был везде желанным гостем. «Казанские старожилы помнят его на всех балах, вечерах и великосветских собраниях, всюду приглашаемым, всюду танцующим» (Н.П.Загоскин).
Граф Л.Толстой бывает в доме попечителя Казанского учебного округа М.Н.Мусина-Пушкина, в усадьбе казанского военного губернатора И.А.Боратынского.
Веселая светская жизнь мешала сосредоточиться на учебе. По итогам полугодичных испытаний 1844-1845 гг. Толстой не допускается к переводным экзаменам. 25 августа 1845 г. он подает прошение проректору К.К.Фойгту о переводе его на юридический факультет.
На 1 курсе юридического факультета Толстой стал серьезно заниматься, посещал лекции Д.И.Мейера, А.Г.Станиславского, Е.Г.Осокина, собеседования, которые проводил по уголовному праву профессор Г.Л.Фогель. Тем не менее, на экзаменах по уголовному праву у Фогеля и по истории гражданского права у Мейера он получает «2» (проходной балл) и за «успехи» и за «прилежание». После экзамена Д.И.Мейер в разговоре со студентом П.П.Пекарским о Толстом заметил: «У него нет охоты серьезно заниматься, а это жаль: у него такие умные глаза, что я убежден, что при доброй воле и самостоятельности он мог бы сделаться замечательным человеком».
Сверх факультетских предметов Д.И.Мейер дал студенту Толстому задание сравнить «Наказ» Екатерины II и «Дух законов» Монтескье. Задание Мейера не только увлекло Л.Толстого и привело к глубоким размышлениям об устройстве государственной жизни, о правовых нормах и т.п., но и сыграло значительную роль в его дальнейшей судьбе. Эта работа нашла отражение в его Дневнике: «Работа с «Наказом» и «Esprit des lois» Montesguieu открыла мне новую область умственного самостоятельного труда, а университет со своими требованиями не только не содействовал такой работе, но мешал ей».
12 апреля 1847 г. Л.Н.Толстой подает прошение на имя ректора И.М.Симонова об исключении его из числа студентов «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам» и 23 апреля покидает Казань. Л.Н.Толстой бывал в Казани и позднее: в 1851 г., направляясь на военную службу на Кавказ, он неделю провел в Казани, а в 60-70-х годах – во время стоянок парохода, когда совершал поездки в Самарскую губернию.
В 1908 году общественность России отмечала 80-летний юбилей великого писателя. Л.Н.Толстой был избран Почетным Членом Императорского Казанского университета, и по решению Совета его портрет был установлен в Актовом зале. «Духовная и общественная связь графа Л.Н.Толстого с Казанью и его … великие литературные произведения дают ему право на звание Почетного члена Императорского Казанского университета» (из представления историко-филологического факультета в Совет университета).
Скорбная весть о смерти Л.Н.Толстого, наступившей 7 ноября 1910 года, глубокой болью отозвалась в сердцах многих казанцев. Первыми откликнулись студенты университета. На сходке, состоявшейся в этот день, была принята резолюция: 8 ноября объявить Днем траура, запретить посещение увеселительных мест, просить администрацию городского театра отменить спектакль, закрыть кинематограф. На сходке была избрана делегация от казанского студенчества для участия в похоронах писателя.
Материал подготовлен Елабужским институтом КФУ