Большую историю маленькой игрушки рассказали в рамках лекции в центре современной культуры «Смена» доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой историографии и источниковедения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Алла Сальникова и преподаватель, коллекционер елочных игрушек Григорий Ивойлов.

Первые елочные украшения появились в Германии в середине 16 века. Это было связано с процессом реформации, который шел в тот период. Существует легенда, что впервые елку украсил Мартин Лютер, но не елочными украшениями, а свечами. Якобы он шел через лес накануне Рождества, вокруг росли елки, на небе светили луна и звезды и он увидел, как красиво сквозь елочные ветви пробивается свет этих звезд. На самом деле это миф, но в нем есть достоверный момент: елку впервые стали наряжать не католики, а протестанты.

В Германии на папертях церквей накануне Рождества разыгрывались так называемые рождественские мистерии на библейские темы, в том числе об изгнании Адама и Евы из рая. И вот на паперти, в ту часть, которая изображала рай Эдема ставилась зеленая елка, как символ того самого дерева с плодами соблазна. Но эта традиция сохранялась не очень долго. Где-то к середине 16 века мистерии прекратили показывать, и елка плавно переместилась в дома средневековых горожан. И это была не та ель, которую мы сейчас себе представляем. Чаще всего это были просто зеленые ветви или же маленькие елочки, установленные на столе. Еще это могла быть елка, подвешенная к потолку в перевернутом виде. Да-да. То, что сейчас многие считают ноу-хау, на самом деле существовало еще в Средневековье.

Все это, безусловно, нравилось людям, а потому елки стали украшать. Все предметы, которые весели на елке в 16-17 веке, имели глубокий религиозный характер. Каких-то специальных украшений еще не было, поэтому чаще вешали продукты: яблоки, орехи, выпечку. Завязывались банты из атласных лент, красные и белые рождественские розы.

Уже в середине 16 века на Нюрнбергском базаре (это был крупнейший в Германии рождественский базар – прим.ред.) можно было купить то, чем можно было бы украсить елку. Елочная традиция стала распространяться и на близлежащие регионы: Эльзас-Лотарингию, Швейцарию, Австрию. Люди изощрялись, как могли и использовали различные подручные средства. Так, ремесленники-производители сыра, когда ставили свою корпоративную елку, украшали ее предметами, вырезанными из сыра.

«Забегая вперед скажу, что примерно такая же ситуация сложилась и в советской России: когда в 30-е годы елку вернули в обиход, украшать ее было абсолютно нечем. Мама мне рассказывала, что когда дедушка, работавший в меховой артели, привел ее на елку, она увидела, что та украшена меховыми игрушками. То есть они сделали игрушки, по всей видимости, из остатков своего производства», — рассказывает Алла Сальникова.

Постепенно елка становилась все более популярной. В любом, даже самом бедном доме, зеленая красавица обязательно должна была присутствовать. Эта традиция зародилась в Германии и на протяжении 18-19 веков широко распространилась и в Западной Европе. Это было связано с корнями монархов, стоявших во главе этих государств.

Считается, что в Россию эту забаву привез Петр I. Действительно, когда Петр во время своего заграничного путешествия по Европе увидел всю эту рождественскую декорацию, ему это очень понравилось. В результате 20 декабря 1699 года он издал указ о том, что нужно украшать улицы хвойными ветвями. Но на самом деле этот указ к тому пониманию елки, которое у нас есть сейчас, имел отдаленное отношение. Эта была попытка декорирования городского пространства, которая начала внедряться не так активно и вскоре после смерти Петра была забыта.

Известен курьезный факт, что эту традицию на протяжении всего 18 века соблюдали только кабальщики. Они ставили елку либо у входа в кабак рядом с дверью, либо над входом, то есть над дверью. И отсюда в русском языке появилась фраза «пойти под елку», что означает выпить.

«У меня рождаются весьма странные ассоциации, когда я вижу елки, стоящие над входом в торговые центры. Видимо они просто не знают эту историю», — смеется Алла Сальникова.

Внедрение елки и ее последующее распространение связано с Николаем I и его супругой, которая была урожденной принцессой Фридерикой Луизой Шарлоттой Вильгельминой Прусской. В период царствования Николая I утверждается известная уваровская концепция «Православие, самодержавие, народность». Согласно ей государь рассматривался как глава большой семьи. И Рождество здесь сыграло ключевую роль. В 30-е годы 19 века при царском дворе проводилось празднование с устанавливанием елки.

Из царского дворца эта традиция стала распространяться и по всей стране. Стали продаваться наряженные елки вместе с игрушками, но стоимость их была подъемна далеко не для всех. Для сравнения скажем, что подобная елка стоила 200 рублей, а годовая зарплата врача составляла 250 рублей. Почему же так дорого? Дело было не елках, их можно было нарубить сколько угодно. Очень дорогими были елочные украшения. В России они не производились, а ввозились из Германии, где к тому времени процесс производства имел широкий масштаб. Многие игрушки были хрупкие, поэтому доставить, к примеру, стеклянный шар было очень сложно и дорого. Первоначально на русских елках висели не только съедобные украшения, но и личные вещи: завязывали бархатные и кружевные шарфы, вывешивали свои лучшие ювелирные украшения, крупные серьги и колье. Как таковых игрушек тогда еще не было.

В Казани в середине 19 века было около 2 тысяч торговых точек и ни в одной из них не продавались елочные украшения. Потом ситуация стала резко меняться, со второй половины 19 века елка начала распространяться, и в губернских городах уже тоже можно было приобрести елочные украшения. Часто их заказывали по каталогам, но процедура эта была недешевая. Крупнейшими центрами продажи елочной игрушки в России были Санкт-Петербург, Москва, Варшава, Киев и Одесса. Но в Казани ситуация отличалась тем, что здесь была очень мощная немецкая диаспора, которая владела аптеками и магазинами изящных товаров, где продавались вещи для украшения интерьера, в том числе елочные игрушки. Считается, что на улице Воскресенской, а ныне Кремлевской были расположены дорогие магазины и сюда ко дню Рождества приезжали за покупками состоятельные люди. Для тех, кто не мог себе позволить елочную игрушку в подобном магазине, существовал Николаевский базар, который находился у Николаевского сквера, сейчас это Ленинский садик. Здесь продавались как сами елки, так и более демократичные елочные украшения: картонные, ватные и даже поделки народных мастеров, вырезанные из дерева. Народ был очень бедный и около 31% игрушек не распродавалось, даже самые дешевые увозились обратно.

В деревни долгое время рождественская елка не проникала и только с 1890 годов в сельских школах учителя стали устраивать елки, которые пользовались очень большой популярностью. В здании сельской школы собиралось огромное количество детей. Бывало, что малышню привозили за 20-40 верст (более 20-42 км – прим.ред.) от села. Родителям тоже было очень интересно, но их не пускали внутрь, поэтому они обступали здание со всех сторон и заглядывали в окна.

В России во второй половине 19 века стало развиваться кустарное производство елочных игрушек. Главным центром становится Клинский уезд Московской губернии – там были большие залежи кварцевого песка, подходящего для производства стеклянных изделий.

Все шло прекрасно, пока в России не настали тяжелые времена Первой мировой войны и Великой октябрьской революции. После этих событий о елках на какое-то время пришлось забыть. Считалось, что елка – это символ всего старорежимного, который непременно нужно исключить. Те, кто продолжал праздновать и ставить елки, подвергались репрессиям. Тем не менее, люди не отказывались от праздника, просто делали это тайно: за закрытыми ставнями и плотными шторами.

В 1935 году советская власть осознала, что этот праздник несет огромную воспитательную роль и его можно использовать для внедрения новых идеалов. Так елки вернулись в нашу страну. Но наряжать опять-таки было нечем, ведь производство было остановлено. Выкручивались по старинке, создавая игрушки из подручных средств. Производство елочных игрушек наладилось уже после Второй мировой. Украшения были тематические, связанные с достижениями СССР, например, освоением космоса и развитием сельского хозяйства.

В середине 60-х годов наступил перелом в истории российской елочной игрушки. Производство стало массовым и однотипным, а потому игрушки утратили свою уникальность, эстетическую и идеологическую ценность. Такая ситуация сохранялась до 91 года, когда в Россию хлынул огромный поток китайской елочной игрушки. Одновременно сейчас у нас продолжают существовать фабрики, которые выпускают штучные елочные украшения по старой технологии. Но и стоят они отнюдь не дешево и к тому же очень хрупкие. Большинство же наших сограждан предпочитают наряжать ели домашними украшениями, которые сохранились еще от наших бабушек, тем более в свете интереса к советским раритетам они вновь в тренде.

Автор: Раиля Ахмадеева, DragonNews