Оптимизация системы высшего профессионального образования, повышение требований к научно‐исследовательской деятельности преподавателей вузов высвобождает большое количество педагогических кадров, ориентированных на преподавание и воспитание, передачу опыта, то есть в чистом виде педагогическую деятельность. В большинстве случаев – это опытные, с большим педагогическим стажем преподаватели, имеющие богатый теоретический багаж знаний по своему предмету.

Возникает резонный вопрос «Куда трудоустроиться?» В коммерческий вуз? Но там итак укомплектованность полная, а ежегодное снижение количества  абитуриентов ведет и к конкуренции уже среди собственных преподавателей… Ехать в другие регионы? Тоже не вариант, семья, дети, окружение… Поменять сферу деятельности? Это далеко не лучшее решение в настоящее время – санкции и экономический кризис и без того высвобождает работников интеллектуального труда, да и начинать с нуля в самом трудоспособном возрасте.

Еще вариант – переход из преподавания в высшем звене к среднему звену. Как правило, последний вариант предполагает небольшой выбор – школа, колледж, техникум и, столь сейчас популярные, только создаваемые, ресурсные центры. Если преподаваемые дисциплины общеобразовательные, то выбор школы и учреждения среднего профессионального образования (СПО) вполне возможен, но вакансий бывает немного, укомплектованность такими педагогическими кадрами хорошая.

Если область преподавания имеет ярко выраженную профессиональную направленность, то, конечно, выбор падает на СПО и ресурсные центры. Работая в системе высшего профессионального образования, преподаватель в последние годы зачастую становиться ретранслятором знаний, с каждым годом число студентов в расчете на педагога растет, при этом доля личного общения со студентами уменьшается, а соответственно, воспитательная функция педагога в вузе сходит на нет… В системе СПО все наоборот, как правило, педагог воспитывает и обучает через воспитание. Почему? Зачастую обучаемые в системе СПО по тем или иным причинам не смогли или не захотели продолжать обучение в школе, не редко их родители не могут найти общего языка с детьми или вообще не участвуют в их воспитании. Добавим к этому разный уровень подготовленности, так как все приходят из разных школ, от разных учителей, из разных городов, райцентров, деревень. Таким образом, можно отметить основную специфику преподавания в СПО – педагог должен иметь хорошо сформированные воспитательные компетенции, прекрасно владеть методиками дифференцированного, кооперативного обучения, обучения через сотрудничество.

ВЫПУСКНОЙ 2015

Следует отметить, что преподаватель в СПО имеет больше возможности индивидуализировать обучение (в группах до 20–25 человек, обучение не поточное), находя подход к каждому учащемуся. Особенно это важно при компетентностном подходе для преподавателей спецдисциплин, профессиональных модулей при реализации ФГОС нового поколения. На последних курсах это позволяет выпускать «штучных» специалистов, отличающихся собственным мышлением, нестандартными подходами к решению профессиональных задач. Отвечая на вопрос «Сможет ли преподаватель вуза адаптироваться и самореализовать себя в системе СПО?», можно сказать, что при любви к детям и прекрасном владении своим предметом однозначно да. Если он не боится трудностей, необходимости перестроиться с просто ретрансляции знаний на учебно‐ воспитательную деятельность, то результаты вскоре обязательно дадут о себе знать.

Состояние, в котором сейчас находятся многие преподаватели университета, вряд ли позволит им полноценно и с полной отдачей и рвением осуществлять педагогическую деятельность, что через пару-тройку лет отразится на показателях качества родного вуза. Из личного опыта могу добавить: в системе СПО преподавателей вузов ценят за работоспособность, знания и такт. Студенты практически боготворят, так как стиль общения с университетским педагогом для многих из них не знаком — демократическое, уважительное общение, сотрудничество с учащимися. Понятно, что при таком отношении и результаты работы радуют- студенты под руководством занимают призовые места в различного уровня олимпиадах и конференциях, становятся стипендиатами Правительства РФ и Президента РФ, грантов Министерства образования и науки РТ. Самих же педагогов по результатам достойно оценивает и Министерство образования и науки РТ — гранты и система оплаты труда, построенная на учете достижений преподавателя.

После защиты дипломов - научный руководитель  и будущие программисты

Таким образом, в системе СПО педагог может реализовать себя как специалист, передавая знания и опыт, подготавливая, воспитывая будущих специалистов высочайшего класса, которые отвечают всегда уважением и любовью. Следует отметить, что в последние годы ряд вузов открывают факультеты среднего профессионального образования, что позволяет педагогам работать в СПО И ВПО одновременно. Это, конечно, требует интеграции указанных выше психолого‐педагогических компетенций.

Опыт показывает, что вузовский преподаватель в СПО «поворачивается лицом к студентам», вспоминает, что он педагог и воспитатель в одном лице, а это, без сомнения, обогащает и повышает его конкурентоспособность в современных условиях, при этом система среднего профессионального образования получает высококвалифицированных преподавателей, способных к реализации непрерывного образования в системе «вуз – преподаватель – ссуз – ресурсный центр».