В рамках Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы» и реализации федерального проекта «Волонтёрский корпус Победы 70+1» в Набережночелнинском институте КФУ был проведен конкурс «Письмо о победе».
Цель Проекта – формирование у молодых людей чувства сопричастности к Великой Победе нашего народа путём вовлечения студентов в волонтёрскую практику и закрепления импульса, данного развитию волонтёрского движения в России.
Студенты социально-гуманитарного отделения Набережночелнинского института КФУ приняли участие в конкурсе, подготовив письма о своих дедушках или бабушках, которые стали участниками Великой Отечественной войны, с историей об их жизни в те нелегкие годы.
Мы открываем серию публикаций работ студентов в рамках конкурса «Письмо о победе».
«Ада нет, он здесь на земле…»
«Ада нет, — решил Перси. — Он здесь, на земле». Разве есть более страшные муки, чем смотреть, как сын, которого ты не знаешь, уходит на войну, и неизвестно, вернется ли он домой живым?»
И в правду, стоит задуматься о том, каждая ли мать смогла бы отпустить на войну своего сына или дочь сегодня? Каждая ли жена может отпустить своего мужа на верную смерть? Ведь 1941 год, это год не тот, который мы проживаем сейчас, когда технологии дошли до того, что можно оставаться на связи в любой точке мира, это год – страха и неизвестности.
1941 год – год надежды. И это не мои слова, а слова ветеранов, которых, к сожалению, осталось очень мало. Никогда не забуду момент, когда мы с ребятами поздравляли их 9 мая. Знаете, на сегодняшний день невозможно увидеть ни в одних очах столько боли, доброты и искренности, сколько можно увидеть в глазах ветеранов. Каждый ветеран начинал свой рассказ следующими предложениями «Конечно же, это тяжело вспоминать…»; «я никогда не смогу это забыть…» И в каждом рассказе было огромное количество пауз и молчаний, как будто они что-то вспоминали и хотели скрыть это. «Война» — сколько боли в этом слове. В их рассказах поднимались такие темы, как честь, любовь матерей и настоящая дружба. Многие из них рассказывали о том, что на войне они были чем-то целым, они были семьей. Никогда не смогу забыть тот момент, когда бывший солдат рассказывал нам следующую историю «…я чувствовал, что это будет последний бой…или мой, или моего товарища…я всеми силами пытался забыть эту мысль, когда в последний раз мы сидели вместе и писали письма матерям. Он был мне «братом» и этот бой был действительно последним. Его последним. Я видел своими глазами, как его пронзила пуля. Мне было все равно, что в тот момент, когда я подбежал к нему, могли убить и меня. На моих руках он скончался, в тот момент я почувствовал, что я потерял частичку души…».
Тяжело представить, что они пережили. После последней встречи с ветераном, мы с родственниками решили проникнуться в наши корни. Ведь и мы потеряли родственника… В течении двух лет, у нас велась сложная работа, мы были заняты поисками его захоронения. Нам важна была любая деталь, любая мелочь, так как сначала мы знали только одно, что он числился в списке «без вести пропавших».
Ему было всего 23… Когда его жизнь оборвалась. Ему было 23 года, когда его мать получила «похоронку». Только задуматься, это тот возраст, когда заводишь семью, когда замечаешь первые улыбки своих детей, когда видишь первые шаги… К сожалению, не всем удалось это увидеть.
Единственными зацепками в поисках были его письма и письмо о его смерти. Только из его весточек выяснилось, что он воевал на южных фронтах. Последнее письмо датировано 16.07.1943 г. В 1942 году он был тяжело ранен, впоследствии чего был эвакуирован из города Керчь в Орджоникидзевский район. Кроме того, мы столкнулись со следующей проблемой. Русский писарь, перепутав буквы, совсем изменил имя нашей родственной души, тем самым усложнив нам поиски. Даже сегодня, в базе данных он числится как Вахит Халимович.
Мы отправили запрос в Москву в «центр розыска и информации «Российский Красный крест», с надеждой, что у нас появится какая-либо дополнительная информация. Какого было наше удивление, когда мы получили ответ: «Сообщаем, что бывший немецкий лагерь военнопленных – шталаг 318, где по данным Центрального архива МО РФ, г. Подольск, умер в немецком плену 10 марта 1944 г. Рядовой Усманов Вахит Калимуллович, 1921 г.р., находился в Ламсдорф, ныне г. Ламбиновице, воеводство Опольское, Польша». В другом ответном письме, мы узнали его личный номер 80417. Он погиб в плену! В каком состоянии был этот молодой мальчишка, в каких условиях жили они, что они терпели! Голод, холод, жестокость! Мы не можем себе этого представить… и даже, признаться, страшно это представлять…
Недолго думая, мы достали карту. Не могу сказать, что мы были удивлены, мы были охвачены ужасом, когда подсчитали расстояние, которое они прошли! Татарстан – Керчь – Ламбиновице… Расстояние близится к числу 3000 км. И ведь, это все пешком, сражаясь за наше будущее! За наше Отечество! За матерей!
Хотелось бы привести отрывок из письма его матери (переведено с татарского языка): «Сынок, ночью, когда все спят, стоит залаять собаке, я настораживаюсь! Я бегу к окну, в надежде увидеть, что кто-то дотронется до нашей калитки, в надежде увидеть тебя, сын мой! Но увы, никого нет…» Читая эти строки, сердце разрывается… Вырастить четырех сыновей и отправить их на фронт, ждать, надеяться на лучшее, а в ответ получать похоронки, тяжело представить. Не дай Бог такое пережить кому-либо!
Время задуматься, сколько таких молодых людей погибли на войне, они жертвовали всем, семьей, родственниками. Сколько детей остались сиротами! Сколько людей погибли в плену, сколько от голода, от холода. Какие чувства переполняли матерей, сколько ночей было оплакано, сколько тел было захоронено! Тела детей, тела мужей, тела отцов. Матерями двигало одно чувство – чувство надежды. Надежды на то, что когда-нибудь они увидят своих родных живыми! Смогут их обнять! Представить только, сколько радости было получить письмо от сына о том, что он скучает, что ему снится родной дом, о том, что он живой и что все скоро закончится! Но ведь, не всем приходили такие письма, в один дом – радостное письмо, в другой – печальные известия.
Перечитывая свою статью, задаюсь вопросом. Для чего миллионы молодых парней, мужчин, отцов воевали и сложили головы? Для того, чтобы сегодня царил хаос на земле? Для того чтобы родные отцы отказывались от детей? Для того чтобы между странами были нескончаемые и бестолковые войны? Конечно же, нет! Без труда можно осознать, что сегодня совсем не тот мир, который они себе представляли. Хочется обратиться ко всем, как насчет того, чтобы изменить наш мир к лучшему? Стать добрее и сплоченнее. К черту, эти войны! Как говорили наши деды, «мы ведь одна семья!» Юноши, мужчины, деды, девушки… все уходили на фронт, чтобы сразиться за счастливую, светлую и спокойную жизнь! К сожалению, невозможно сказать лично каждому бывшему солдату, бывшему войну большое спасибо! Было бы это возможно, я бы непременно это сделала! Я с уверенностью могу сказать, что не только я, а сотни, тысячи, миллионы людей сделали бы это! Низкий поклон Вам, Ветераны!
Посвящается моему родственнику Абдулвахиту Калимулловичу,
который погиб, сражаясь за честь нашей Родины.
Источник информации: Кашапова Динара, студент группы 6121109, Социально-гуманитарное отделение НЧИ КФУ