Любой молодой человек, смело избравший себе академическую стезю жизни, должен понимать правила «игры», действующие в академической сфере. На первый взгляд кажется, что эти правила одинаковы. Существуют определенные квалификационные требования для занятия академических должностей, аспиранты по всему миру пишут диссертации и защищают их, а глобализация и международные рейтинги университетов заставляют министерства и университетский менеджмент требовать от преподавателей публикаций в международных журналах с высоким импакт-фактором. На деле же правила «академической игры» сильно различаются. Различия проходят не столько между Россией и условным «Западом» (они безусловно большие), сколько между самими западными государствами.
Исследованию построению академических карьер в социологии посвящена книга, вышедшая в 2015 году в издательстве «Новое литературное обозрение». Увесистый труд в более чем 800 страниц содержит в себе не только описание академических систем пяти государств, но и поднимает большое количество актуальных вопросов функционирования глобальной «академии».
Открывает книгу глава о Франции. Мне всегда было интересна эта страна. Действительно ли высшее образование там абсолютно бесплатно? Как университеты отбирают лучших абитуриентов? Да, французское образование бесплатное, однако самые лучшие ВУЗы (они называются Grandes écoles) проводят жесткий отбор. Вступительные экзамены там настолько сложные, что без специальной углубленной подготовки их не сдать. Франция похожа на Россию наличием Государственного университетского совета (аналог ВАК) — степени проходят там валидацию и это необходимо для преподавания. Все вакансии в ВУЗах должны быть публично анонсированы на специальном государственном интернет-портале.
Германия напротив демонстрирует независимость университетов от федерального правительства. Путь к позиции профессора проходит либо через «хабилитацию» (что напоминает российскую защиту докторской диссертации, только в виде публикации статей), либо через занятие должности juniorprofessur.
Может ли аспирант, защитивший диссертацию в Казанском федеральном университете получить должность лектора в Стэнфордском университете? Авторы книги отвечают на этот вопрос убедительным нет. И вот почему. Ведущие университеты США (Ivy League) обмениваются выпускниками своих докторантур. Условно говоря, Princeton берет на работу новоявленного PhD из Harvard University, а последний берет на работу выпускника UCLA — и так может быть по кругу. Если выпускнику не находится работы в топ-20 университетов США, он может спуститься ниже по рейтингу университетов и оказаться в хорошем, но не столь знаменитом университете. Университет при приеме на работу ориентируется лишь на место получение степени, поскольку неизвестно, станет ли молодой доктор философии будущей звездой науки или нет.
Британский кейс не менее интересен. Университеты Великобритании имеют очень четкую иерархию, привязанную не к мировым рейтингам, а ко времени основания университета (кстати, взгляните на отличный материал на портале Постнаука о британских университетах). Государство активно контролирует университетских ученых, проводя раз в пять лет ревизию их научной деятельность с помощью «процедуры» RAE. Каждый преподаватель обязан предоставить четыре свои научные работы для внешней рецензии. На основании такой оценки департаменты и университеты получают (или получают, но меньше) финансирование.
Российский мир социологии авторы разделили на west-side и east-side. «Вестсайдовцы» активно ездят за рубеж, в 90-е годы они жили по законам «грантовой экономики», а сейчас ищут новые способы организации своей деятельности. «Истсайдовцы» стараются ориентироваться на государственные источники финансирования, а преподавание становится основным способом существования. Интересно авторы высказались о ВШЭ, где близость к государственным заказам на проведения экспертиз считается фактором, тормозящим проведения научных исследований.
В заключении авторы предлагают оригинальный взгляд на академический мир с точки зрения теории принципал-агентских отношений и анализа «оптик», через которые различные акторы смотрят на этот мир.
Несмотря на то, что в фокусе внимания авторов находится академическая социология, мне как политологу эта книга показалась полезной. Уверен, что принципы построения карьер в социальных и гуманитарных дисциплинах в изученных государствах схожи и нет большой пропасти между социологами, политологами и, например, историками. Можно лишь поблагодарить авторов за столь чудесный труд, позволивший совершить увлекательное интеллектуальное путешествие в ведущие университеты мира.