Был ли стабильный курс рубля исключительно предвыборной задачей ЦБ и к чему приведет столь активно начатая Центробанком эмиссия, пояснили наши эксперты – профессор кафедры территориальной экономики Ильдар Аблаев и заведующий кафедрой ценных бумаг, биржевого дела и страхования КФУ Игорь Кох.
— Несмотря на то, что в начале этой недели рубль укрепился на торгах, стагнация (отсутствие экономического роста), наблюдающаяся в экономике России последние три года, продолжится, — уверен профессор Ильдар Мансурович. — Одна из причин тому – не адекватная псевдолиберальная политика Правительства, Минфина и ЦБ РФ. Вместо того чтобы создать благоприятные условия для реального сектора экономики, научно-технического прогресса, провести налоговые (уменьшить налоги) и структурные реформы, реформу ЦБ РФ и активировать экономический рост, сделано все для процветания финансовых спекулянтов, которые наживаются на девальвации рубля и валютной курсовой разнице.
По мнению эксперта, главная причина стагнации в том, что Минфин и ЦБ РФ держат реальный сектор в полупридушенном состоянии своими высокими ставками по кредитам.
— ЦБ РФ установил учетную ставку 10%, а процентные ставки коммерческих банков стали 20-25% годовых, что выше уровня среднеотраслевой рентабельности в промышленности (3-5%) в пять раз, тогда как настоящие либералы ФРС США и ЦБ Европы держат свои ставки близкими к нулю, и западные бизнесмены могут кредитоваться под 2-4% годовых.
Вторую причину стагнации эксперт видит в ухудшении инвестиционной политики России.
— После крымских событий Запад закрыл канал дешевых денег. Китай нам навстречу не идет, арабский капитал пока только присматривается к нам. В России создан рукотворный кризис стараниями горе-чиновников, ответственных за финансовую и экономическую политику либо в силу их профессиональной некомпетентности, либо намеренно в интересах их заокеанских кураторов (ЦБ РФ продолжает подчиняться ФРС США и проводит в РФ их политику). Отрасли ВПК и сельского хозяйства еще имеют возможность получать льготные кредиты (от 3 до 6%) через Фонд развития промышленности и Агролизинг, да и то только те, которых могут пролоббировать у руководства. Но в целом, малый и средний бизнес под гнетом этих реалий закрывается, оставшиеся уходят в тень.
Не изменили ситуацию и прошедшие в сентябре парламентские выборы.
— После выборов в прессе появились намеки на повышение НДС до 20% и изменение НДФЛ в направлении прогрессивного налогообложения, то есть богатые должны будут платить больше. Но усиление налогового гнета не мотивирует экономического роста. К концу 2017 года золотовалютные резервы страны закончатся, и Минфин начнет печатать новые триллионы. Если не поставить жесткий контроль за их распределением в пользу финансирования новых проектов в отраслях экономики, то они опять, как это уже было 2008-2009 годах, уйдут в финансово-банковский сектор и валюту, усиливая инфляцию издержек. И тогда стагнация перейдет в стагфляцию (сочетание застоя и роста инфляции) и президентские выборы 2018 года будут проходить в весьма неблагоприятных условиях.
В идеале было бы неплохо уговорить Президента РФ начать проведение экономических и финансовых реформ, отправить в отставку некомпетентное и недееспособное правительство. Иначе стагнация будет продолжаться долго и с печальными последствиями для всех.
Избежать углубления проблем можно благодаря использованию существующих в мире финансовых инструментов: выпуск российский акций, обеспеченных золотом, эмиссия корпоративных ценных бумаг под проекты модернизации, выпуск облигации госзайма, развитие государственно частного партнерства в отраслях экономики, отмена НДС по импорту новейшего оборудования. Это могло бы минимизировать негативный эффект от западных санкций, создать гарантированное государством финансовое плечо для возобновления экономического роста.
Выборы были предсказуемы и закончились без сюрпризов, поэтому никакого влияния на экономическую ситуацию они не оказали, считает Игорь Кох.
— Серьезных экономических изменений в связи с появлением нового состава Государственной Думы ожидать, скорее всего, не стоит, поскольку он мало отличается от предыдущего, да и основными инициаторами экономических изменений являются, как правило, Президент и Правительство.
По мнению Ильдара Аблаева, политика ЦБ РФ в последнее время нацелена на «отвязку» курса рубля от нефтяных котировок.
— Сейчас наблюдается два разнонаправленных фактора, влияющих на динамику цены нефти: уменьшение нефтяных запасов США и начало депрессивной фазы кризиса в Китае (доля «плохих» долгов, просроченных более, чем на 60 дней, в потребительском секторе достигла там 650 млрд долларов). А именно США и Китай – основные покупатели нефти в мире.
В ближайшее время цена на нефть будет колебаться в диапазоне 42-52 доллара за баррель. Условий для бури пока нет, поэтому курс рубля сохранится до конца этого года в диапазоне 64-70 рублей.
С тем, что валютный рынок действительно уже несколько месяцев находится в некотором равновесии, согласен и Игорь Кох.
— Это равновесие объясняется как относительной стабильностью на рынке нефти, от котировок которой во многом зависит и курс рубля, так и завершением приспособления российской экономики к сложившимся экономическим условиям. Если в дальнейшем не будет происходить никаких чрезвычайных негативных событий, курс может оставаться в диапазоне 60-65 рублей за доллар достаточно долго.
Уверены наши эксперты и в замедлении мировой экономики и ухудшении прогнозов по росту мирового ВВП.
— Мировая экономика замедляется в силу перехода ведущих стран на совершенной иной технологический уклад: информационные технологии нового поколения, микроэлектроника, роботизация, нанотехнологии, биотехнологии и альтернативная энергетика. Китай переживает внутренний экономический кризис после десятилетий бурного роста и накопления «плохих» долгов. Я бы сказал, что у них ожидается своя «великая депрессия», — делится Ильдар Мансурович.
— Негативные прогнозы в отношении развития мировой экономики обычно основываются на том, что потенциал роста наиболее динамичных развивающихся экономик, в том числе Китая, постепенно исчерпывается, а накопленные экономические, социальные, демографические и прочие проблемы развитых стран не позволяют рассчитывать на быстрое преодоление ими кризиса и восстановление существенного роста даже при активных мерах стимулирования со стороны правительств и центральных банков. Думаю, эти прогнозы вполне реалистичны, однако процессы такого масштаба происходят медленно, и не стоит ожидать немедленного катастрофического развития событий, — полагает Игорь Анатольевич.
Главное экономическое событие, по мнению И.Аблаева, — это рекордный урожай зерновых в России (114 млн тонн), что может принести 20 млрд долларов экспортных доходов при условии сохранения урожая и снижение учетной ставки ЦБ РФ на 0,5%.
— На мой взгляд, — отвечает И. Кох, — причин усугубления экономических проблем в будущем году может быть множество, начиная от снижения цен на нефть и заканчивая обострением международной обстановки. И очень многое в 2017 году будет зависеть от результатов выборов в США, которые и станут главным событием этой осени.