О качестве медицинского образовании шла речь сегодня, 13 февраля, в студии студенческого телеканала UniverTV UNIVER.
Спикерами ток-шоу стали директор Института фундаментальной медицины и биологии Андрей Киясов, главный врач Университетской клиники «Казань» Альмир Абашев и советник ректора по связям с общественностью Юрий Алаев.
А причиной обсуждения стало увеличение количества критики в СМИ и громкое заявление главного уролога Минздрава Дмитрий Пушкарь о том, что «через 10–15 лет у нас образованных врачей в принципе не будет».
Разбираться, где корень проблемы в медицинском образовании, начал директор ИФМиБ Андрей Киясов. По его мнению, основная причина – в эволюционном скачке, который делает сейчас российское медицинское образование, пытаясь достичь уровня Запада.
— До 30 годов 20 века в России шло обучение по немецкой системе образования, которая предполагает вначале базовое и лишь потом практическое обучение, в отличие от французской системы, где студенты-медики сразу начинали практиковать у постели больного.
Проблемы начались при смене парадигм медицинского образования.
— В 30-50-е годы прошлого века российская медицина была одной из лучших в мире. Но тогда медицина не зависела от оборудования и держалась на людях. Они долечили людей до 60-70-х годов, а потом все кончилось. Поэтому и остро стал вопрос изменения медобразования. Мы сейчас вынуждены перепрыгивать через некоторые эволюционные ступени, которые проходили другие страны при создании Международных стандартов в медицинском образовании.
Сегодня медицинское образование включает в себя три составляющие: базовое медицинское образование, последипломное медицинское образование и непрерывное профессиональное развитие.
Причем непрерывное профессиональное образование представляет собой гораздо более далеко идущее понятие на всем протяжении континуума медицинского образования, уверен Андрей Павлович. Мотивация к познанию в течение всей жизни должна стать критерием отбора студентов при зачислении в медицинские институты, и ее следует воспитывать на протяжении всех этапов медицинского образования.
— Посмотрите, как построено медобразование в Германии. Там студента-медика, не сдавшего экзамен с двух попыток, оставляют на этом же курсе. В случае провала и на следующий год, тебя отчисляют из медицинского института без пожизненного права обучения в мединституте.
По мнению Киясова, подобные требования к будущим врачам не завышены, а исходят из особенностей профессии врача. Обращаясь к студентам, обучающимся на лечфаке, он сказал:
— Я хочу, чтобы, когда вы начнете работать врачами, я без страха мог прийти к каждому своему выпускнику, потому что буду уверен в высочайшем вашем профессионализме.
Вторил ему главврач университетской клиники. Он уверен, что будущий доктор должен быть терпеливым, понимающим, милосердным.
— Пациенты попадаются разные, но быть предельно вежливым надо с каждым. Понадобятся запасы человеколюбия: без него добиться успехов на медицинском поприще не удастся. Причем ежедневная работа врача очень тяжела — каждый день приходится принимать решения, от которых зависит чья-то судьба. Поэтому крайне важно стать настоящим профессионалом.
В медицине остаются только энтузиасты, готовые работать врачами, несмотря на трудности и издержки профессии, резюмировал главврач университетской клиники.
— Доктором может быть не каждый. Эта профессия подходит тем, кто искренне хочет помогать людям, кто умеет сопереживать, тем, кто работоспособен.
Среди проблем, почему сегодня огромен отсев врачей, спикеры назвали и причину осознанности выбора института и своей специальности абитуриентами.
Есть студенты, которые не осознав трудности обучения профессии врача, поступают в медицинские вузы и бросают, не выдержав напряжения. Но виноватыми считают преподавателей. Поводом для подобного заявления стали представленные 9 февраля результаты исследования «Российские вузы глазами студентов-2017». В течение года 600 студентов из 85 регионов оставляли отзывы о своем университете на платформе проекта «Типичный абитуриент», объединяющего абитуриентов России. В отзывах студенты чаще всего затрагивали темы возраста преподавателей, наличие общежития, коррупцию, отношение руководства вуза, позицию университета в рейтингах и уровень сложности учебы. В частности, критику вызвали как высокая учебная нагрузка, так и чересчур низкая. Аутсайдером был назван и КФУ.
— Отзывы обрабатывал робот, который оценивал пары слов, чаще всего употреблявшихся студентами, — пояснил Юрий Алаев. — Из 8 отзывов о нашем вузе – всего двое, якобы, оставлены студентами КФУ.
Стоит ли верить подобному рейтингу? И так сложно ли учиться в ИФМиБ? – задал вопрос советник ректора студентам ИФМиБ.
— Да, процесс обучения довольно длительный. Вначале студенты изучают так называемые фундаментальные науки, теоретические основы. На первом курсе проходят анатомию человека, общую и биоорганическую химию, латинский язык, биологию и гистологию. Эти дисциплины даются не каждому.
К тому же помимо основного вузовского курса, приходится в обязательном порядке проходить еще и интернатуру, практику сроком в один год. А для того, чтобы работать в какой-то более специализированной области, нужно пройти ординатуру. Таким образом, получается, что срок обучения будущего врача в среднем составляет около восьми лет. Поэтому, резюмировал студент 4 курса Шайхутдинов, при выборе вуза важно отдавать себе отчет, что учиться будет сложно. И быть к этому готовым.
Андрей Киясов еще раз подчеркнул важность высокого качества образования студентов-медиков.
— Мы, преподаватели Казанского университета, несем ответственность за профессионализм будущих врачей! А о каком знании может идти речь, если у отчисленной было пять «двоек» в зачетке?
Кстати, пользуясь случаем, студенты ИФМиБ обратились к Андрею Павловичу с предложением увеличить количество часов, отведенных на практические задания у биологов. Реакция директора была молниеносной. «Разберемся! Добавим!».
И возвращаясь к вопросу, заданному в начале программы: «Возникнет ли через 10-15 лет потребность в высококвалифицированных медицинских кадрах? «, директор Института фундаментальной медицины и биологии ответил:
— Всех потребностей во врачебных кадрах по республике мы не закроем, потому что дефицит очень большой. А вот качество медицинской помощи, соответствующее стандартам медицинских технологий, мы реализуем, благодаря нашим выпускникам. И в этом я уверен.