Нет в университете человека, который не знал бы Рияза Гатаулловича. О его открытости, душевной щедрости и желании помочь говорят многие сотрудники. Поступив в 1971 году в Казанский университет, Рияз Гатауллович и не подозревал, свяжет с ним всю свою жизнь.

 

 — Могло ли случиться так, что вы выбрали бы другой вуз?

 — Нет, такого случиться точно не могло. Мой отец учился на юрфаке, но не закончил, потому что ушел работать в милицию. Но он мечтал видеть меня с дипломом юриста — так и говорил: «Улым, поступай учиться только в Казанский университет». Но я посмел его ослушаться: причиной стала встреча нас, первокурсников, с профессором Яковом Соломоновичем Аврахом — бывшим деканом юрфака.

На встрече первокурсников, он сказал, приветствуя молодое поколение: «Вы должны гордиться тем, что будете учиться на одном из старейших факультетов университета. Впереди вас ждет интересная работа юристов». И тогда один из первокурсников спросил: «А кем мы будем, когда закончим университет?» Яков Соломонович ответил: «Основная масса пойдет работать в милицию, часть — в прокуратуру, в суд».  Вот тут я и вспомнил, насколько трудна и неблагодарна была работа отца, когда он был участковым, когда в него несколько стреляли, вспомнил, что он бросил юрфак, не окончив его. Поэтому я решил уйти с юрфака и  перевелся на заочное отделение истфилфака.

Узнав о моем решении, отец устроил мне нагоняй. Позже он «отошел», а увидев, что через год я поступил на только что открывшееся отделение научного коммунизма историко-филологического факультета и стал учиться на «отлично», даже признал мой выбор правильным. У нас был второй  набор, а позже это отделение стало одним из элитных в КГУ — сюда шли, в основном, отличники и медалисты. Вот и наша группа была очень сильной: из 25 человек 17 закончили с «красным» дипломом. Многие говорят, что нет такой науки – «научный коммунизм». Но образование я там получил очень хорошее. А мощная и великолепная подготовка нас по циклу философских, социологических и исторических наук позволила получить ценные знания, ставшие фундаментом жизни.

—  Поддерживаете ли связь с одногруппниками?

— Со многими из них мы общаемся, дружим, встречаемся. Это и Олег Морозов — член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от администрации Республики Татарстан. И Сергей Кузин — режиссер театра, писатель. Многие ребята ушли работать в систему образования: Олег Алеев — проректор по связям с общественностью Института социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ), Раис Тухватуллин… Это лишь немногие, кого я сразу вспомнил.

— Как вас, первокурсника, в 1971 году встретил университет?

— Я за время учебы поменял шесть школ: отца постоянно перебрасывали с участка на участок, и семья переезжала вместе с ним. Но это не помешало мне окончить школу с Похвальной грамотой (медалей тогда не давали). Помню свои чувства, когда мы с отцом заходили в холл главного здания университета: ощущение, что здесь учились великие люди, охватило меня и не покидало до момента, пока я не получил студенческий билет, а значит, стал для них «своим».

— Согласны ли вы с выражением «От сессии до сессии  живут студенты весело»?

 —  Нет, не согласен. Мы учились во времена комсомола, который был двигателем студенческой активности. Сейчас у нас есть департаменты, министерства, отделы по молодежной политике, которые решают, что, как и когда делать молодежи. А мы тогда это решали сами. Вот пример: в январе 1980 г. выпало много снега. Мне позвонил секретарь горкома партии с просьбой помочь. Я зашел в читальный зал библиотеки, где ребята готовились к экзаменам (сессия ведь шла), и обратился к ним: «Ребята, надо парк Горького от снега отчистить!» Через 20 минут мы с лопатами были в парке и расчищали дорожки.

— Кто из преподавателей за годы обучения в КГУ Вам наиболее запомнился?

— Наше отделение было открыто по решению областного комитета партии, и к нему был пристальный интерес. Поэтому и преподавателей приглашали и из Москвы, и из Ленинграда. Мне повезло с преподавателями.  

Вспоминаю Леонида Леонидовича Тузова, который вел историю философии и логику Он очень интересно читал лекции по истории философии и логике, умел просто и доступно объяснить самые сложные термины. Однажды из Москвы приехала комиссия по проверке качества высшего образования, и ее привели в нашу группу на лекцию Тузова. Это была великолепнейшая лекция, полная терминов, примеров из прошлого и их сравнения с современностью. Я выходил из аудитории вместе с членами комиссии, и один из них сказал: «Да, вот это уровень!»

Помимо своих энциклопедических знаний, Л.Тузов был открытым человеком. Вот случай: когда он работал проректором по учебной работе, я, студент-второкурсник, зашел к нему решить какой-то вопрос. Он выслушал меня, дал ответ и говорит: «Подожди, выйдем вместе». Надел пальто и, взяв меня под руку, вышел из кабинета. Я в недоумении шел рядом с ним до колонн главного здания, где он пожал мне руку, непонятно за что поблагодарил и попрощался. Спустя какое-то время, когда я уже был секретарем комитета ВЛКСМ КГУ, я не сдержался и спросил у него о том случае. Он рассмеялся и говорит: «Ты так и не понял, что ли? Вот идет проректор один по коридору —  его постоянно останавливают, что-то спрашивают. А тут я иду с человеком, веду оживленную беседу — никак нельзя меня отвлекать!» Вот такое чувство юмора было у него.

Еще был у нас преподаватель,  профессор-историк  Юрий Ильич Смыков… Любая его лекция – уникальный сплав идей ученого, опыта методиста и мастерства оратора. Лектор он был необыкновенный, яркий, творческий, умел говорить о самых сложных проблемах доступно, сохраняя при этом красоту и высоту теории. Когда он читал лекции по истории 19 века, было слышно, как муха пролетала в аудитории. Благодаря его личности, многие мои одногруппники влюбились в историю. Я помню, что мой однокашник Булат Салямович Алишев (сейчас профессор ИПО) настолько уважал Смыкова, что купил 6-томник истории СССР, прочитал его и поразил своими знаниями на экзамене преподавателей.

Преподавал у нас и известный советский социолог Александр Дмитриевич Ковалев. Он  производил сильное впечатление, прежде всего, оригинальностью личности, удивительной непохожестью ни на кого из окружающих. Ему можно было верить и как исследователю, и как человеку. Его отличала интеллектуальная скромность свободно мыслящего, хорошо эрудированного ученого.

Каждый наш преподаватель был личностью. Всего один семестр читал нам лекции историк Рафаэль Николаевич Степанов. Но он запомнился мне тем, что у него была своя концепция роли Золотой Орды в становлении Российского государства.

Высокий уровень преподавания заставлял и нас, студентов, учиться лучше. Сейчас студенты уделяют меньше внимания учебе, а тогда, видя колоссальный труд преподавателя, мы старались ему ни в чем не уступать – большинство студентов было нацелено на учебу, на желание получать не оценки, а знания.

Я выполнял свою научную работу (кандидатскую диссертацию)  «Становление интернационалистских отношений в сельской местности» под руководством профессора Камиля Фатыховича Фасеева. Это был широко образованный преподаватель, стремившийся и своих учеников воспитать умеющими глубоко разбираться во всех тонкостях специалистами. У  него был свой лекторский стиль: материал он выстраивал академично, четко структурируя, но оставлял место для импровизации, для размышлений вслух, приглашая к разговору аудиторию.

Вы бессменно работаете в университете 37 лет и 9 месяцев. Несколько ректоров сменилось за это время. Каким запомнилось время управления каждого из них?

Михаил Тихонович Нужин. Для меня он стал эталоном руководителя с даром предвидения будущего. Это великий деятель системы высшего образования. Я бы охарактеризовал его как ученого, великолепного организатора, руководителя и стратега.

Мое знакомство с Михаилом Тихоновичем произошло так: по традиции каждый год 1 сентября для первокурсников ректор университета читает актовую речь. И вот когда Михаил Тихонович читал свою речь (а он умел говорить и убеждать слушателей), все сидящие в зале, в том числе и я, почувствовали свое единение с Казанским университетом. 

Я общался с ним, когда я работал в комитете комсомола. Я заходил к нему за подписью на документы, он усаживал меня за стол и задавал вопросы, чем живет молодежь, какие проблемы ее волнуют. Я понимал, что это не простой интерес – ему было важно знать и понимать состояние студентов. И я был проводником их настроений.

Александр Иванович Коновалов – ученый, интеллигент, просветитель, примером всей своей жизни и работы воспитывающий молодежь.

Юрий Геннадьевич Коноплев – хранитель традиций университета. Его правление пришлось на трудные 90-е годы, когда было непонятно, в каком направлении двигаться. И Юрию Геннадьевичу удалось сохранить научные школы, научный потенциал, традиции университета.

Мякзюм Халиуллович Салахов – при нем университет праздновал свое 200-летие, и, благодаря поддержке  со стороны руководства республики,  был реконструирован и отремонтирован комплекс главного здания университета. Постепенно началась  политика  на модернизацию КГУ,   наметился процесс  улучшения материально-технической базы вуза.

Ильшат Рафкатович Гафуров – менеджер нового поколения. За 5 лет правления ему удалось добиться колоссальных успехов и вывести Казанский университет на международный уровень.  Об этом свидетельствуют наши рейтинги на мировом и российском уровнях. Все  достижения перечислять не вижу смысла – мы ежедневно их видим: новые здания институтов, отремонтированные общежития, современные лаборатории. Сегодня, по признанию коллег не только из России,  но и зарубежных партнеров , мы — одни из лучших в России в плане инфраструктуры и ведущих научно-образовательных центров  не только страны, но и мира. Историки еще скажут свое  слово о сегодняшних переменах.

— Писатель Юрий Герман в романе «Дорогой мой человек» призывал служить избранному делу, бороться за него — самозабвенно и бесстрашно. Что для Вас значат эти слова?

— Служить избранному делу, исполнять свой долг, нести ответственность не только за себя, но и за других. А вот чтобы полностью отдаваться своему делу, оно должно быть «твоим», идти из сердца. Мой долг – работать в Казанском университет, решать проблемы, помогать людям. И мне нравится быть нужным. Ведь университет — особая атмосфера, особенные  люди, неповторимая аура. Университет – это моя  жизнь.

 

 

Справка

Родился 25 сентября 1951 года в селе Нижнее Альмурзино Алькеевского района ТАССР.

В 1976 г. окончил Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, историко-филологический факультет.

Работал:

  • 1976 — 1981 гг.- зам.секретаря, секретарь комитета ВЛКСМ КГУ;
  • 1981 — 1984 гг.- аспирант КГУ;
  • 1985 — 1987 гг.- зам.секретаря парткома КГУ;
  • 1987 — 1994 гг.- ассистент, доцент;
  • 1994 — 1999 гг.- начальник учебного отдела;
  • 2000 — 2004 гг.- доцент, зам.председателя оргкомитета, проректор по подготовке 200-летия КГУ;
  • 2005 — 2010 гг.- проректор по общим вопросам и непрерывному образованию.

 

Награды: За добросовестный труд, активную общественную деятельность и заслуги в области образования Р.Г. Минзарипов неоднократно награждался наградами ЦК ВЛКСМ, Почетными грамотами ректора Казанского университета, мэра Казани и Кабинета Министров Республики Татарстан, награжден медалью «В память 1000-летия Казани» (2005), нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2004) и нагрудным знаком «Заслуженный работник высшей школы РФ» (2011).

Благодарность Президента РТ  (2014)

Медаль «За заслуги перед Казанью» (2015