Благодаря Интернету, у нас есть возможность окунуться в такое недалекое, но уже почти забытое прошлое. Посмотреть фотографии старой Казани мне помогла одноименная группа ВКонтакте.
Смотреть на старую Казань мне доставляет огромное удовольствие: узнавать старые дома в нынешних, еще существующих; разглядывать лица и глаза людей, которых уже нет; соединять у себя в голове образ города сегодняшний и давно прошедший — и получить в итоге единую картинку. Это как наложить кадры при создании мультфильма, чтобы увидеть движение.
На фото: 1990-е. Улица Баумана. Фото Е.Канаева
Хотя Казань и не мой родной город, но люблю его всей своей душой. Люблю ТАК, что когда приезжаю откуда-нибудь, выхожу на перрон или аэродромное поле, полной грудью вдыхаю воздух Казани и понимаю: «Я дома». Мои близкие надо мной посмеиваются: мол, воздух везде одинаков, но для меня Казань пахнет по-особому: уютно, по-домашнему.
Остановка Ленинский сад. Обратите внимание, как спокойно люди переходят дорогу. Конец 80-х
Люблю центр города — старинный, величественный, люблю свой спальный район — «свою деревню». Когда первый год жила в Казани и совсем-совсем её не знала, садилась на первый попавший автобус, куда-то ехала и выходила на остановке, где понравится. Так я и познакомилась с городом.
Студенткой исколесила его пешком: с Квартала через Кольцо ходила пешком на Горки.
На фото: 1996. Начало строительства гостиницы «Мираж»
В самом центре города стоял дом, так называемые Музуровские номера (Свердлова, 1), и в нем жила моя подружка. Если в 19 веке тут были и номера, и столовая, и ресторан, куда захаживали знаменитости, то к 90-м годам 20 века дом существовал как обычная коммуналка с широкими коридорами, по которым дети могли ездить на велосипедах, где воды и других удобств цивилизации не было.
1990-е. Площадь Куйбышева (Кольцо). Здание бывших Музуровских номеров. Снесено при строительстве ТЦ «Кольцо». Фото Юрия Краснова.
Из окна подружки вечерами мы смотрели, как по Баумана ходят празднично-одетые люди, а в подземный переход торопливо сбегают спешащие домой служащие. Зимой после учебы в университете мы обязательно забегали к ней погреться и, поднимаясь по скрипучим ступенькам, боялись провалиться вниз – такими ненадежными выглядели ступеньки.
Коммуналка есть коммуналка. И все знали друг о друге если не все, то очень многое. Так вот в конце длинного коридора этого дома жила бабушка. Было ей почти 100 лет. Она родилась и всю жизнь прожила в этом доме. Странно, конечно, но на следующий день после её смерти обвалился угол дома. Обвалился именно около ее комнатушки, как будто с её смертью ушла и часть души дома.
2005 год. Последние дни жизни Музуровских номеров
А в доме 10 по улице Свердлова, 10, в 80-е годы XIX века (в то время — улица Георгиевская), на постоялом дворе Лоскутова некоторое время жил молодой Алеша Пешков, будущий писатель Максим Горький. В 90-е около этого дома располагалась конечная троллейбусов 6, 8 и 9 маршрутов.
А сейчас этих домов нет. Но от этих потерь не грустно: что-то уходит, что-то приходит. Теперь на их месте стоит новый торговый центр — блестит, переливается по ночам. Наверное, это и есть жизнь…
Еще немного из 90-х
На фото: ул. Тукаевская, д. 8-10. 1992 год
На фото: Московский район. 1995 год
Лестница около Казанского университета. 1992 г.
Площадь Свободы. 1993-1996
Перекресток Нариманова-Чернышевского