Продолжаем публиковать материалы учащихся лицея им. Н.И.Лобачевского об ученых альма-матер, чьими именами названы улицы Казани. Сегодня вместе с автором материала —Латфуллиной Раиной — мы вспоминаем А.В.Вишневского. В работе факты биографии и научно-исследовательской деятельности А.В.Вишневского художественно переосмыслены и составлены в виде возможных дневниковых записей.
***
…Недавно мне в руки попало несколько толстых тетрадей. Оказалось, что это дневники великого русского ученого, хирурга, Александра Васильевича Вишневского. Пожелтевшие страницы, исписанные почерком выдающегося академика, хранили в себе самые сокровенные мысли и переживания Александра Васильевича. Я хочу озвучить наиболее интересные мысли в этих записях.
25 августа 1894 год. Казань.
Надо признать, что до окончания гимназии в Астрахани я был уверен в том, что я совершенно обычный юноша, каких много… Но сегодня, с гордостью могу сказать, что я немного другой… С сегодняшнего дня я – студент медицинского факультета Императорского Казанского университета. Это первое серьезное достижение в моей жизни. Не стоит и говорить о том, что я несказанно рад это чудесному событию. А как были рады мои отец и мать, узнав столь радостную новость. Я буду стараться сделать все возможное, чтобы оправдать их доверие и заботу…
15 октября 1896 год. Казань.
Как я рад тому, что обучаюсь в столь прекрасном учебном заведении! У нас царит необычайно творческая и дружеская атмосфера. Особо приятно осознавать, что о тебя помнят и заботятся. Правление университета, узнав о моих материальных проблемах, решило освободить меня от оплаты за обучение. Я очень благодарен за предоставленные возможности. Не устаю повторять: «Спасибо…»…
9 ноября 1903 года. Казань.
…Прошло уже несколько лет после окончания Казанского университета. Очень доволен собой, ибо завершил его с отличием. Как же быстро летит время… Последние несколько лет я работаю прозектором кафедры нормативной анатомии. Буквально несколько недель назад произошло знаменательное событие, которое останется ярким впечатлением на всю оставшуюся жизнь. Я защитил докторскую диссертацию «О периферической иннервации прямой кишки». Моим руководителем стал профессор родного Казанского университета, известный физиолог – А. Н. Миславский. Работа в лаборатории столь талантливого и одаренного ученого стала поистине наслаждением для меня…
13 января 1904 года.
Выдвинул положение о роли местной анестезии в сельской практике, которой заинтересовался с самого начала моей врачебно-хирургической работы. Я широко применял этот метод в сельской практике и оценил его особое значение именно в этих условиях…
18 января 1909 года. Париж.
…Сейчас я нахожусь в одном из самых красивых городов с богатейшей историей, в Париже. Это мой второй визит в город, где развиваются многие научные направления. Безусловно, прежде всего меня интересуют биологические и химические открытия.
Моя первая заграничная поездка состоялась в 1905 году. Тогда я посетил ведущие клиники Берлина, Цюриха и, конечно же, Парижа. В прошлый раз моя командировка была очень плодотворной, я сумел овладеть методами урологических исследований. Думаю, эта поездка станет не менее полезной, но в этот раз у меня другие цели: мне очень хочется узнать побольше о хирургии мозга и подробнейшим образом изучить мочевыделительную систему. Постепенно я пришел к мысли о том, что нужно быть почтительными к машине, которую создала природа. Она одна лишь умеет ее чинить. Природа — кузнец, хирург только ее подмастерье. Наше дело следить за тем, чтобы ничто не мешало ей восстановить то, что разрушено.
Мое второе путешествие в Европу оставляет неизгладимые впечатления. На прошлой неделе я побывал в клиниках известных немецких хирургов: Бира и Кёрте. Одновременно посещаю лабораторию одного из величайших ученых современности – И.И. Мечникова. Это по- настоящему достойная уважения, разносторонне развитая и талантливая личность. Мы ведем научную работу в стенах Пастеровского университета. Находясь в этом прекрасном учебном заведении, я невольно вспоминаю о родном университете…
21 декабря 1916 года. Казань.
Совсем недавно я был назначен заведующим кафедрой госпитальной хирургии. Это одновременно и большое признание, и огромная ответственность. Также с этого года я руковожу Госпитальной хирургической клиникой. Думаю, при всей сложности я смогу осилить эту нелегкую работу. Множество хирургических операций, в том числе самых сложных — на головном мозге — наградили меня огромным опытом в этой области. Я почти не читал занимательных книг, хирургия опустошила меня. О, до чего она жадная! Ни для общественных наук, ни для искусства у меня не оставалось свободной минуты! Мне делалось не по себе, когда со мной заговаривали о литературной новинке или о новом произведении искусства. Я с отчаянием набрасывался читать, что попало, торопился наверстать потерянное время, но хирургия меня очень быстро отрезвляла и возвращала на место…
6 декабря 1918 года. Казань.
…Месяц назад закончилась Первая мировая война. Это были очень сложные годы для всего русского народа. Я не воевал и не наблюдал печальные события на фронте, но тоже был занят тяжелой работой: вел два хирургических курса (хирургической патологии и госпитальной клиники), совмещая с работой в больницах Казани. Не менее важным является и чтение лекций на кафедре госпитальной хирургии, потому что мы должны воспитать следующее поколение специалистов. За эти годы мне пришлось отдать немало сил и терпения в борьбе с эпидемиями, в особенности с тифом. Совсем недавно я возглавил Областную больницу в Казани. Это огромная ответственность, ведь от меня зависят здоровье и судьбы людей…
13 марта 1926 года. Казань.
С огромным упорством я шел по жизни сложной дорогой познания. Желание помочь людям и трудолюбие, постоянная научная и педагогическая работа помогли мне достичь многого… Но избрание меня заведующим кафедрой факультетской хирургии стало настоящей наградой. За эти годы я написал и опубликовал немало исследовательских работ, которые, надеюсь, смогут помочь и начинающим, и уже опытным хирургам. Блестящая хирургическая техника, опыт и теоретическая подготовка очень важны, но они лишь отчасти обуславливают успехи, главное заключается в методах работы… Личные успехи радуют меня, но полное удовлетворение я получаю от результатов, которые получают хирурги, пользуясь моими методами…
7 апреля 1927 года. Казань.
…Основываясь на своих знаниях о воздействии на нервную систему как терапевтическом факторе, я применил для лечения особую жидкую мазь. В состав мази входят перуанский бальзам, обеззараживающее вещество ксероформ и касторовое масло. Эта мазь одинаково подходит для лечения ран, гнойных полостей, а также ряда воспалительных процессов. Надеюсь, что она поможет пациентам вылечиться от болезней…
26 апреля 1932 года. Казань.
…С 1921 года я встал на путь упорной и систематической разработки местной анестезии с твердым намерением найти способ избавиться от пользования общим наркозом. Моя система, рождаясь из переработки существующих методов, требовала строгой и неукоснительной проверки на практике всего того, что я предлагал. С другой стороны, я должен был прислушиваться к критическим замечаниям своих коллег.
Результатом работы, в которую я вложил силу, терпение и душу, стала монография «Местная анестезия по методу ползучего инфаркта». Способ, описанный в моей работе, доступен рядовым хирургам. Я надеюсь, что он будет использоваться как в городских лечебных заведениях, так и в сельских районных больницах. Не менее важным преимуществом метода является то, что он не оказывает значительных побочных явлений на организм человека. Раньше считалось, что хирургический нож и боль – вещи, неотделимые друг от друга. Но я попытался доказать другое и верю, что это поможет многим пациентам…
11 июля 1935 года. Москва.
Я переехал в Москву, в город с многовековой историей и исконно русскими традициями. Восхищен пышным убранством этого города. Здесь меня приняли очень радушно. Уже успел познакомиться с некоторыми московскими учеными.
Меня пригласили на должность руководителя хирургического института экспериментальной медицины. Одновременно я должен заведовать хирургической кафедрой Центрального института усовершенствования врачей. Я получил в руки мощную практическую и экспериментальную базу. Планирую начать цикл новых исследовательских работ. Не менее важным является то, что я буду работать совместно с талантливейшим профессором Б.Э. Лимбергом, разработавшим методику местного обезболивания для операций на легкие. Хочется верить, что на базе исследованных мною работ я смогу достичь еще много полезных результатов в хирургии.
Покидая Казань, я оставил множество своих учеников, среди которых мой сын, Александр, окончивший в 1929 году медицинский факультет родного Казанского Университета. Думаю, они станут достойной заменой и продолжат мои исследования в области науки…
16 ноября 1941 года. Казань.
…И вновь я оказался в Казани… В городе, в котором я провел свою молодость, лучшие годы творчества. В Казани я оставил частицу своего сердца. Рад возвращаться в этот город снова и снова.
К моему глубочайшему сожалению, я оказался здесь по другой причине. Была эвакуирована хирургическая клиника ВИЭМ, в которой я работаю. Планируется создание на базе клиники Института экспериментальной и клинической хирургии. Надеюсь, что планы воплотятся в жизнь….
11 апреля 1942 года. Москва.
…Только что вернулся с торжества, посвященного вручению Государственной премии СССР. В этом году я был удостоен чести стать лауреатом этой премии. Несказанно рад, ведь это огромное удовольствие встретиться с такими великими учеными, как Сперанский А.Д., Штерн Л.С., Жуковский П.М. Успел ознакомиться с их работами и открыл много нового для себя. Думаю, это событие останется ярким пятном в моей биографии…
12 ноября 1948 года. Москва.
Сегодня состоялось заседание Московского хирургического общества. Во время выступления я почувствовал себя плохо… Кажется, близится конец… Вспоминаются строки известного поэта Лермонтова:
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…
…На этом дневниковые записи прервались. Закрыв последнюю страницу, я задумалась о том, что умер Ученый, Врач, Человек. Но если он прожил полнокровную и полезную для других людей жизнь, оставил добрый след в сердцах людей, то его жизнь продолжается. Это, действительно, талантливый человек, чья жизнь увековечена на страницах летописи Казанского Университета и истории Казани. В столице Татарстана свято берегут память об ученом. Одна из центральных улиц — Первая академическая — в 1949 году была переименована в улицу А.В. Вишневского. Так благодарные люди увековечили имя ученого, отдавшего обществу свои выдающийся талант и мастерство, приумноженные титаническим трудом.
Всю книгу об ученых Казанского университета, чьи имена носят улицы нашего города, можно прочитать здесь.