Участь студента всегда была нелегка. И дело не только в трудностях постижения научных знаний. Часто возникает вопрос: как содержать себя во время учебы.

Этот вопрос задавали себе студенты и полтора века назад. В первую очередь это касалось, конечно, малообеспеченных студентов, или как их называли тогда —  «недостаточных».

 Учеба в университете была платной. Из-за высокой платы в начале ХХ века «недостаточных» студентов в университете по статистике было почти 50%.

 Правда, для облегчения неимущих студентов правление университета в некоторых случаях ходатайствовало перед попечителем об их освобождении от платы за обучение. Кроме того, существовали разного рода стипендии – из средств государственного казначейства, различных ведомств, частных лиц.

 Хронический недостаток средств имел тяжелые последствия. Плохое питание, проблема с жильем (часто это были сырые и холодные комнатушки), отсутствие теплой одежды – все это подрывало здоровье студентов. А поиски заработков сказывались на учебе.

 В 1871 году, по инициативе профессора медицины Казанского университета Николая Андреевича Виноградова для поддержки малоимущих было создано Общество вспомоществования бедным студентам, просуществовавшее до 1918 года.

 Первый параграф общества гласил, что «общество имеет целью доставлять бедным студентам Казанского университета средства к продолжению и окончанию образования в университете». Нуждающимся студентам выдавалось единовременное пособие или же полное содержание в течение всего университетского курса, то есть стипендия. Пособия выдавались безвозвратно или же заимообразно в виде ссуды, что являлось чем-то вроде современного кредита. Полученную таким образом сумму нужно было вернуть в определенный срок с процентами.

 Пособия выдавались не только деньгами, но и вещами, если того хотел студент. Для семейных студентов существовали льготные условия. Средства Общества составлялись из ежегодных взносов членов общества, который составлял 10 рублей, различных пожертвований, а также от сумм, собираемых от различных благотворительных спектаклей, концертов и публичных лекций, которые зачастую устраивали сами преподаватели университета.

 По ходатайству Виноградова Ученый совет университета в 1881 году разрешил использовать актовый зал для музыкальных концертов, доходы от которых шли на помощь малоимущим учащимся. Виноградов сам принимал участие в этих концертах в качестве искусного скрипача-любителя.

 Также Николай Андреевич завещал свой дом Обществу. И там, после его смерти, для нуждающихся студентов была открыта дешевая столовая. Сегодня дом №34/14 по улице Бутлерова старожилы называют в честь основателя казанской терапевтической школы – » Особняк Виноградова».

 Конечно, деятельность Общества не решала всех проблем. Как видно из ежегодных отчетов, наибольшей проблемой являлось большое количество желающих получить пособия, а также проблемы с возвратом выданных займов. Но все же это была одна из реальных попыток решить проблему бедности в студенческой среде. И надо отдать должное энтузиазму профессоров и преподавателей, пытавшихся помочь студентам.

 

 

 

Павел Георгиев (к.и.н., вед. библиограф Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского)