С 1 января 2017 года для государственных гражданских служащих будут введены квалификационные требования, согласно которым соискатели на замещение вакантных должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», специалисты главной и высшей групп должностей должны будут иметь образование не ниже уровня специалитета или магистратуры. Соответствующие поправки в федеральный закон «О государственной гражданской службе» уже приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации.
О повышении значимости магистратуры для успешной карьеры говорил проректор по образовательной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский на пресс-конференции, прошедшей сегодня, 22 июля, в агентстве «Татар-информ».
Сегодня при приеме на работу работодатель смотрит в основном на наличие диплома о высшем образовании, а не на квалификацию (бакалавр или магистр, специалист) выпускника вуза. Но очень скоро все может измениться, и вакансии будут включать в себя пункт «требуется MD», а не только «требуется высшее образование».
— Подписанный президентом РФ закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» – это первый шаг, которого так долго ждал рынок, чтобы показать значимость магистерского образования.
По словам спикера, вопрос о важности второго уровня системы высшего образования надо было поднять уже давно.
— Двухуровневая система подготовки, которая сегодня закреплена федеральным законом «Об образовании», появилась в России еще в 1993 году, за 10 лет до официального присоединения России к Болонскому процессу в 2003 году. В Казанском университете реализовывать магистерские программы в рамках физико-математического профиля мы начали в 1995 году.
Что из себя представляет второй уровень системы высшего образования?
Раньше высшее образование было «моноуровневым»: 5 лет — и вы дипломированный специалист. Кстати, по ряду специальностей данная схема осталась и до сих пор. «Двухровневая» система подготовки, закреплённая наряду с моноуровневой в федеральном законе РФ «Об образовании», предполагает бакалавриат как первую ступень уровень со сроком обучения 4 года, а как второй уровень – магистратуру с двухлетним сроком обучения. Ошибочно однозначно связывать введение двухуровневой системы подготовки с Болонским процессом, целями которого являются сближение систем высшего образования стран Европы, повышение мобильности студентов и т.д. Но, безусловно, двухуровневая система подготовки позволила студентам из России учиться в зарубежных университетах как по полной программе, так и по программе включенного обучения, а иностранным студентам приезжать на обучение в Россию.
За два года учебы в магистратуре уже получивший базовые знания по специальности студент дополняет и углубляет свое образование в соответствии со своими интересами и планами на будущее.
— Обучение в магистратуре ориентировано на получение студентом новых компетенций, прежде всего навыков проведения самостоятельных научных исследований, реализации научных и практических проектов, навыков работы в команде и организации работы самой команды.
Что сделали вузы?
После введения двухуровневой подготовки многие вузы России ринулись открывать магистерские программы, забыв при этом, что это качественно иной уровень образования. А поступили вузы простым способом: они либо скомпрессовали специалитет и уместили его программу в 4 года, либо растянули обучение по программе 5 курса специалитета на два года.
И сегодня, к сожалению, многие институты и университеты, пытаясь поднять свой престиж, набирают в магистратуру студентов, а вот реализовать магистерскую программу на должном уровне они не могут.
— Уже неоднократно на высоком уровне поднимался вопрос о том, чтобы направления подготовки остались только в крупных вузах России, подтвердивших свое право называться ведущими (национальные, федеральные, научно-исследовательские и т.д. университеты). Потому что реализовывать данную программу на должном уровне в любом вузе невозможно. Но пока эти предложения так и остались на словах. Кто знает, что будет в будущем.
Чем бакалавриат отличается от магистратуры
На сегодняшний день, получив диплом бакалавра, вы можете работать, занимая определенный круг должностей и позиций. Но если вы планируете карьерный рост, то стать руководителем вы сможете, лишь имея на руках магистерский диплом.
— Пока речь идет только об обязательном наличии магистратуры для замещения должностей «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей. Несколькими годами ранее стало известно, что нотариусом может работать человек, только обладающий степенью магистра юриспруденции. Высшая квалификационная коллегия судей тоже разъяснила, что на должность судей назначаются только имеющий квалификацию магистра. Есть такие же требования уже у МВД, ФСБ, прокуратуры, Следственного комитета и т.д. Но уже следующим шагом станет, я надеюсь, закрепление обязательного наличия диплома магистра во всех профессиональных стандартах (порядка 16 тысяч), которые сейчас разрабатываются по всем направлениям.
Рынок четко дал понять, что если студент хочет расти, развиваться и строить карьеру, то уровня бакалавриата недостаточно.
— Уже сегодня на рынке труда существует значительно число стартовых позиций, для которых наличие диплома магистра является обязательным требованием. Раньше считалось, что магистратура необходима только для дальнейшей научной работы, теперь мы видим, что ситуация меняется и для практической работы также требуются компетенции магистров. И с каждым днем их количество будет увеличиваться.
По словам проректора, бакалавр – это не недоучка или недоучившийся инженер, а специалист, освоивший определённый набор образовательных программ, и существует ряд областей и рабочих мест, где этой степени вполне достаточно.
Как учат магистров? Какой вуз выбрать для обучения?
В магистратуре в отличие от бакалавриата большая часть нагрузки идет на личностное развитие, самостоятельную, исследовательскую, практико-ориентированную работу. За те два года, что студенту предстоит проучиться в магистратуре он должен пройти определенный курс теоретического и практического обучения. Причем последний – в зависимости от направления подготовки — достигает 60% общего времени. Это означает, что магистратура дает возможность человеку попробовать себя в той или иной профессии.
-За время обучения в магистратуре вы улучшите свои практические навыки. Это позволит вам перейти на следующий уровень, перейдя от выполнения простых задач к решению более сложных. А это резко повысит вашу стоимость на рынке труда.
При выборе вуза для обучения по магистерской программе стоит обратить внимание на два фактора: качественный состав преподавателей и развитие инфраструктуры вуза.
Магистерские образовательные программы предусматривают более глубокое освоение теории и практическую подготовку студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности. Поэтому руководить магистрантами имеют право лишь преподаватели высшей квалификации – доценты и профессора. Для ведения научной работы (она становится впоследствии темой магистерской диссертации) уже с первого дня занятий к каждому магистранту прикрепляется руководитель из числа докторов или кандидатов наук. Понятно, что вести одновременно много проектов научный руководитель не может. Становится ясно, что вузам нужна весомая критическая масса профессоров и доцентов.
— Найти 10 преподавателей на 10 курсов магистерской программы ничего не значит. Вузу нужно иметь сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Естественно возникает вопрос: а где сосредоточено столь большое количество остепененных преподавателей? Ответ очевиден: только в больших университетах. Таким, каким является Казанский университет. Деятельность ученых Казанского университета признана в России и мире. Всего в КФУ более 3000 академических сотрудников, из них с ученой степенью – более 70%.
К тому же важнейшим элементом науки являются научные школы. На сегодняшний день в нашем университете исторически сформированы и действуют 22 научные школы, ряд из которых имеют статус «Ведущих научных школ России». Приведу такой пример. Сегодня принято решение о создании четырёх центров превосходства в области математического образования в Российской Федерации – это в МГУ, СПБГУ, НГУ и КФУ. Это, естественно, заслуга казанской математической школы. Это значит, что у нас есть все условия, чтобы подготовить магистров. Сегодня мы отмечаем то, что даже выпускники бакалавриата ряда федеральных университетов приезжают к нам в Казанский университет с тем, чтобы учиться в магистратуре.
Так что наш вуз вполне соответствует федеральным требованиям по качественному составу преподавателей для магистрантов, — резюмировал Дмитрий Альбертович.
Проректор также обратил наше внимание на то, что в стандартах магистратуры большой объем часов заложен на практические семинары, стажировки в компаниях, научно-производственную практику.
— Лабораторная база для выполнения научной работы должна отвечать современным требованиям. Особенно это касается физико-математического, медицинского и естественно-научного направлений. И по наличию оборудования Казанскому университету, пожалуй, в округе равных нет. Нередко к нам даже обращаются коллеги из других вузов с просьбой принять на практику или разрешить провести научные исследования на нашем оборудовании.
— Мы не опасаемся, что Казанский федеральный университет останется без магистров. Лишь за 2015-2016 учебный год в университет осуществлялся прием более чем на 200 магистерских программ. Было зачислено 2627 человек. На новый учебный год контрольные цифры приема — более 1500 бюджетных мест, — прокомментировал Дмитрий Таюрский. – К нам идут амбициозные ребята. И они понимают, что магистратура — это конкурентные преимущества на рынке труда, будь то в исследовательской деятельности или работе по специальности.
Уникальный шанс
Современное поколение не может быть стопроцентно уверено в правильности своего выбора: ведь выбор направления обучения определяется баллами ЕГЭ и пожеланиями родителей. А, по словам Дмитрия Альбертовича, магистратура – прекрасная возможность поменять траекторию своего развития.
— Это уникальный шанс для людей, в 17 лет сделавших свой выбор, но спустя какое-то время понявших, что они ошиблись. С дипломом бакалавра вы можете поменять направление подготовки при условии, что способны осваивать магистерскую программу. Математик вполне может пойти учиться на направление ландшафтного дизайна, а физик — в госуправление.
Увеличится ли интерес у абитуриентов к поступлению в магистратуру после введения новых квалификационных требований?
Мы отслеживаем изменения в науке и обществе, и каждый год пересматриваем программы подготовки с тем, чтобы включить в вариативную часть те или иные курсы, которые могли бы повысить конкурентоспособность наших выпускников. Если сейчас в вузе не будет реализована магистерская программа, то будущие бакалавры не будут заинтересованы туда поступать. Почему? Потому что карьерный рост возможен только с магистерской степенью. Поэтому интереснее выбирать те вузы, где реализуется полная цепочка образования – это бакалавриат и магистратура.
Конечно же, принятие подобных законов повлияет на то, как будут проходить научно-исследовательские и научно-практические работы наших студентов. Сегодня органы государственной службы заинтересованы в том, чтобы брать на практику наших магистрантов с тем, чтобы они потом оставались там на работу.
Что касается госслужащих и новых квалификационных требований, то тут ситуация такая: если человек оканчивал специалитет, никаких изменений не будет. Но если вы бакалавр – это не значит, что вы не сможете занимать никаких должностей — есть определенный перечень специальностей, на которые может претендовать выпускник. Однако в любом случае никто не запрещает вам поступить в магистратуру на любом этапе вашей карьеры.
— До недавнего времени работодатели говорили, что диплома бакалавра у своих сотрудников (будь то госслужба, предприятия или частный сектор) им достаточно. Но сейчас все чаще они выдвигают новые требования, где значится и наличие магистерского диплома. Так что, перефразируя известную цитату, скажу: «Стать успешным просто. Это то же, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете».