О том, что Казанский университет является своего рода экспериментальной площадкой по разработке и внедрению нового содержания педагогического образования, рассказала зам. директора Института психологии и образования по международной деятельности, зав. кафедрой общей и социальной педагогики, эксперт по России авторитетного британского журнала «British Journal of Еducational Technology», профессор Роза Валеева.

 

С 2011 года – момента вхождения в структуру КФУ Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и Елабужского государственного педагогического университета  –  мы столкнулись с задачей модернизации педагогического образования. Мы понимали, что в федеральном университете, объединившем классический университет и педагогические вузы, должна быть разработана совершенно иная идеология и  технология подготовки учителя. И мы активно включились в работу.

Радует, что все, чем мы занимались, было признано на федеральном уровне. Так, в 2014 году Министерство образования и науки РФ объявило конкурс на разработку новых модулей педагогического образования. Наш университет выиграл три гранта. На сегодняшний день в университете реализовано 3 из 23 проектов в рамках Программы модернизации педагогического образования в стране (в Институте психологии и образования, Институте физики и Елабужском институте).

Подводя итоги работы за последние несколько лет, мы поняли, что модернизационные процессы в области педагогического образования означают не кардинальные преобразования, а улучшение уже имеющихся программ.

 «Учитель XXI века» — действительно, актуальная тема. В то же время, она вечная. Еще со времен Квинтилиана ведутся дискуссии о том, каким должен быть педагог. Сегодня этот вопрос зазвучал по-новому. В фокусе внимания специалистов в числе прочих проблем, как на базе фундаментальной университетской подготовки из будущих бакалавров математики, физики, химики, лингвистики и других подготовить учителей-предметников. 

Педагогическое образование – достаточно сложный процесс. Его составляющими выступают четыре основных компонента: ребенок, педагог, система самого образования в целом и система подготовки учителей.  То есть иными словами, в основе концепции – квадрат, первый угол которого – ребенок. Эта точка отсчета названа…

Трансформирующийся ребенок

Речь идет не о том ребенке, что был вчера. Это совершенно другой человек, который с рождения оказывается в информационном потоке, который учится пользоваться гаджетами быстрее, чем читать.  Зачастую из-за того, что он тесно связан с техникой, он замыкается в компьютерном мире и у него отсутствуют или не развиты коммуникативные свойства. Если раньше ребенок проводил  очень много времени на улице с друзьями во дворе, то сегодняшнему ребенку такого общения не хватает. Да и здоровье у современного ребенка хуже, чем у тех, кто рос  лет 20 назад.

Перечисленные факты говорят о том, что нужно  учитывать особенности современного ребенка. Важно помнить: они другие! Есть дети – ослабленные, есть одаренные, есть дети группы риска —  с ними со всеми надо работать по-разному и учитывать все их особенности.

 Трансформация образования

Вторая часть составляющей САЕ – «Трансформация образования». Для работы с таким ребенком нужно другое образование. Советская педагогика очень часто оставалась экспериментальной лишь в отдельных школах  и в деятельности малой части педагогов-новаторов. А массово она оставалось традиционной (речь идет о репродуктивной школе). И даже сегодня мы сталкиваемся в лучшем случае с трансляцией знаний, а точнее информации. Но школа сегодня не является единственным источником знания. Ребенок имеет гораздо больший доступ к информации, чем его сверстники даже 20 лет назад. Нужно по-иному строить образование, чтобы сформировать у ребенка компетенции саморазвития. Необходимо искать альтернативные формы организации обучения.

 Трансформирующийся педагог

Не может учитель, который начал работать в середине 20 века и считает, что он центр вселенной, управлять нашим трансформирующимся ребенком, который получает знания не только от преподавателя, но и из других источников. Значит, нужны какие-то иные качества учителя. Мы предположили, что этими иными качествами должна быть рефлексивность, умение анализировать свои собственные действия, поведение ребенка и ситуацию, а затем результаты этих наблюдений реализовывать в педагогическом процессе.

 Трансформации педагогического образования

Только сумма слагаемых «трансформирующийся ребенок – трансформация образования – трансформирующийся педагог» может  привести к основному результату – трансформации педагогического образования.

Не случайно направление «Учитель 21 века» стало стратегической единицей всего университета, а не только нашего института. К работе над проектом подключаются  многие институты – ИФМиБ, ИМиМ, Высшая школа ИТИС, Химический. И у каждого института есть, что сказать по проблеме образования.

КФУ предлагает не только программы высшего профессионального образования (специалитет, бакалавриат, магистратуру), но и аспирантуру, докторантуру, повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Наш вуз располагает практически всем спектром подготовки по естественно-научным и гуманитарным специальностям – в настоящее время в КФУ осуществляется обучение по 150 профилям бакалавриата и 200 магистерским программам.

Сегодня в университете созданы условия еще для одного пути вхождения в учительскую профессию: на базе вуза функционирует широкий спектр программ педагогической магистратуры в условиях массовых выпусков бакалавров непедагогических направлений подготовки. А в 2016 году мы планируем перенять оксфордский опыт и разработать стандарт  педагогической интернатуры.

Речь идет о том, что в течение года выпускник бакалавриата проходит интернатуру с серьезным погружением в педагогическую деятельность: два дня в неделю в вузе, четыре дня в школе.

Глубокое погружение в работу учителя поможет интерну принять решение – остаться в профессии или нет. И тогда в школы придут учителя, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства, имеющие склонность к этому роду деятельности.