В КФУ подведены итоги конкурса на лучшую научную работу студентов. Победительницей конкурса в социогуманитарном направлении стала студентка 4 курса кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Института психологии и образования Надежда Сайфуллина. Она рассказала журналисту о разработанной ею системе коррекции тяжелых нарушений речи у «особых» детей.
Особые дети… Таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы: они не могут самостоятельно ходить, сидеть, интеллектуально сильно отстают от сверстников, с нарушениями поведения и психики, не вступают в контакт с окружающими из-за тяжелых нарушений речи.
На сегодняшний день обучение и воспитание детей с сочетанными нарушениями представляют собой малоизученную и труднейшую проблему специальной психологии и коррекционной педагогики. И адаптация детей особыми образовательными потребностями в окружающий мир, признания их права учиться наравне со здоровыми сверстниками создает острейшую проблему.
— Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами. Во многом и сейчас происходит также, но ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. Открываются инклюзивные детские сады и школы, о проблемах семей, имеющих особенных детей, снимают телепередачи и художественные фильмы. Появляются волонтеры и фонды, работающие с такими семьями. Да и общество постепенно пересматривает свое отношение к ним.
К тому же в России начинают появляться специальные службы обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями в развитии, такие как лекотека (служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития – прим. авт.), — рассказала Надежда. — В Татарстане пока полностью функционирует только две подобные службы — это лекотека в детском саду №12 Ново-Савиновского района и студенческая дефектологическая клиника на базе Института психологии и образования КФУ.
Для детей с множественными нарушениями развития лекотеки – единственная полноценная возможность социализации. Но, к сожалению, по словам Надежды, нет разработанных целостных программ обучения и воспитания для детей в условиях лекотеки. Специалисты испытывают острый дефицит методического обеспечения коррекционного процесса.
— Студенты кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, и я в том числе, работали в инклюзивном детском саду. Там в группы наравне с обычными ходят и несколько детишек с ограниченными возможностями здоровья – с ранним детским аутизмом, с церебральным параличом, с синдромом Дауна, слабослышащие и дети с другими особенностями в развитии. Именно в лекотеке мне и пришла в голову мысль о разработки системы коррекции тяжелых нарушений речи с использованием музыкальных произведений, так как уже доказано положительное влияние музыки на мозг.
Разработанная Надеждой система отражена в учебно-методическом пособии «Использование музыки в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях лекотеки». Это полное методическое сопровождение для логопедов, в котором приводятся конспекты занятий и полное методическое сопровождение к ним, полностью отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
— В России такой системы (на диске, с презентациями, в которые внедрены ритмически структурированные музыкальные произведения) — нет. Есть лишь рекомендации по использованию музыки и логоритмики (музыкальные занятия с музыкальными работником и логопедом).
И теперь любой логопед может приобрести разработанный в КФУ продукт, обучиться и работать с его помощью с тяжелыми детьми. Кстати, ведущие специалисты-логопеды и преподаватели КФУ признали высокую практическую значимость и эффективность разработки Надежды. К тому же проект победил в V-й международной педагогической Олимпиаде в МГУ им.М.В.Ломоносова. А осенью этого года состоится Всероссийский научный форум «Наука будущего — наука молодых», где Надежда также представит свою работу.