Сегодня, благодаря Л. Крюкову, мы имеем возможность представить, как выглядели университетские преподаватели Н.И.Лобачевский, К.Ф.Фукс, Г.И.Солнцев, И.Ф.Яковкин, архитектор П.Коринфский.

Лев Дмитриевич Крюков (1783-1843), происходил из крепостных крестьян Симбирской губернии. Учился он в московской школе итальянца Клауде и в доме профессора Академиихудожеств Д. Левицкого.

В 1806 году художник, получив вольную, приезжает в Казань, чтобы найти вакантное место живописца. В Казани талант молодого художника заметил тогдашний директор университета Яковкин и Фукс (на иллюстрации — слева). Именно они приняли участие в судьбе вольноотпущенника Крюкова и помогли ему получить должность преподавателя живописи в университете.

На службу в Казанский университет Л. Крюков был зачислен в начале 1807 г. Помимо педагогической деятельности в университете, Л. Крюков давал частные уроки рисования у себя на дому.

Большая часть свободного времени у Крюкова уходила на заказы портретов, которыми он создал себе в городе славу лучшего художника-портретиста. 1813 году он в качестве рисовальщика сопровождал в научной поездке в Булгары профессоров Эрдмана и Френа, сделал для них зарисовки и планы древних развалин.

 

В 1814 году участвовал в организации торжеств по случаю 10-летия университета как «толковый устроитель иллюминаций» и создатель картины «Торжество муз». В 1830-х годах участвовал в росписи церкви Воздвижения Животворящего Креста университета (ныне Музей истории университета).

Известно также, что когда Лобачевский предложил украсить фасад нового здания университета барельефом над центральным аттиком, Совет университета поручил выполнить эту задачу Крюкову. Однако эта идея не была одобрена попечителем Магницким.

Наибольшую известность Крюков приобрел портретами знаменитых казанских ученых, в первую очередь К. Фукса и Н.И.Лобачевского. Известен также портрет супруги К. Фукса — Александры Андреевны Фукс (на иллюстрации — справа)

А вот портретное изображение художника история нам не сохранила. В воспоминаниях современников остались лишь словесные отзывы о нем.

Крюков выполнил также несколько портретов Н.И. Лобачевского и его супруги. Не вс эти портреты сохранились. Благодаря Крюкову, мы знаем, ка выглядел Лобачевский в пору своего расцвета.

Эти портреты Лобачевского, исполненные Крюковым, были взяты художницей Марией Диллон за основу во время работы над установленным в 1896 году в Казани. бронзовым бюстом Лобачевского. Это сейчас, пожалуй, самое известное изображение Лобачевского – один из символов Казанского университета.

Дарование Крюкова было разносторонним. Он был и живописцем, и рисовальщиком, и декоратором, работал в различных жанрах. Сейчас работ Крюкова можно видеть в музеях Казани, Москвы, Нижнего Новгорода. Университету Ле Дмитриевич отдал 36 лет свое жизни.

Акварельный пейзаж Л.Д.Крюкова «Поместье П.Л.Молоствова в селе Три Озера».

 

 

Павел Георгиев,

к.и.н., вед. библиограф

НБ им. Н.И. Лобачевского