На мою почту — редактора газеты «Казанский университет» — пришло письмо. Это размышление заместителя Председателя Верховного Суда Республики Мордовия Василия Николаевича Мартышкина, выпускника юрфака Казанского университета, о своем наставнике – «самом спортивном декане Казанского университета», как его отрекомендовал человек из легенды, профессор А.Бажанов, докторе юридических наук, профессоре Викторе Павловиче Малкове.

                                                                                          

 Случай – поразительная вещь! Удивительно, какие порой находки и встречи, словно знак судьбы, встряхивают вдруг человека и заставляют его неожиданно пересмотреть даже закостенелые взгляды в отношении собственной фамилии и оказывают влияние на выбор будущей профессии. Именно такое произошло со мной в далекие 70-е годы, которые ныне почему то называют «застойными». Судьба подарила мне встречи с удивительными людьми. О двоих из них, которые кардинально повлияли на выбор профессии, я хочу рассказать. Это — встреча в период службы в армии с артистом кино В.С. Высоцким, а после демобилизации – с В.П. Малковым, самым спортивным деканом Казанского университета, как его отрекомендовал человек из легенды, профессор Бажанов А.Т. Доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ Малковым Виктором Павловичем опубликовано 275 научных и учебно-методических работ и 15 монографий, более 100 учебников и пособий, подготовлено 70 кандидатов юридических наук и 11 докторов юридических наук. Впрочем, обо всем по порядку…

 

Летом 1970 года ученики Пестречинской средней школы №1 Республики Татарстан помогали рабочим при прокладке теплотрассы к дому-музею В.И. Ленина в селе Кокушкино. Там находилось родовое имение Ульяновых. Я с одноклассником Геннадием Сергеевым в траншее обнаружил старинную находку – пуговицу. Как впоследствии нам сообщили сотрудники музея, это была пуговица с тужурки первокурсника юридического факультета императорского Казанского университета Владимира Ульянова. Он проживал в родовом имении с 1887 г. по 1888 г. Этот счастливый «амулет» впервые заставил задуматься о будущей профессии юриста. Я серьезно занялся спортом, выполнил норматив перворазрядника по лыжным гонкам. Затем был призван в армию (1972-1974).

Однажды, на день «Советской армии», в 1973 г., в нашу образцовую сержантскую школу Московского военного округа командование пригласило артиста кино Высоцкого В.С. Он рассказал курсантам, что его отец – фронтовик вышел в отставку, будучи гвардии полковником. Его дед тоже Владимир Семенович Высоцкий, а также друг детства Утевский А.Б., с которым В. Высоцкий проживал в Москве на Большом Каретном, по образованию оба юристы. Заканчивая свой творческий вечер, Высоцкий по просьбе командира части вручил ценные подарки наиболее отличившимся военнослужащим. Передавая мне в руки облегченные гоночные лыжи, Высоцкий напутствовал: «Пожелаю сержанту Мартышкину, как минимум, выполнить норматив кандидата мастера спорта СССР». Одновременно он поинтересовался моими планами на «гражданке». Я признался, что по примеру деда Высоцкого и его школьного друга, намерен получить высшее юридическое образование. Однако стесняюсь неблагозвучной фамилии, которая едва ли украсит профессию юриста. «Запомни, сержант, профессия юриста не терпит украшений, — заявил Высоцкий, — не фамилия украшает человека, а он её своими добрыми делами и правильными поступками». Перебирая струны гитары, он исполнил четверостишие из собственной песни: «У меня было сорок фамилий, у меня было семь паспортов, меня семьдесят женщин любили, у меня было двести врагов».

 

После демобилизации в ноябре 1974 года с «подарком» Владимира Семеновича я держал на «рабфаке» (подготовительное отделение Казанского университета) ответ перед приемной комиссией. Когда, как мне показалось, я успешно справился с каверзными правовыми вопросами, прозвучал вопрос дополнительный, как приговор: «Вы член КПСС?… Кандидат?… Жаль… К тому же фамилия у вас, молодой человек, неудобопроизносимая для юриста» — сокрушался один из членов приемной комиссии. «А ну как станете судьей (словно в воду смотрел). Можете такое представить: «Провозглашает приговор именем РСФСР судья Мартышкин». Курам на смех…».

На этом закончилось моё первое «хождение» в университет. Но мир не без добрых людей… Вслед за мной из аудитории вышел профессор Бажанов А.Т. Он поддержал меня добрым словом, а узнав, что я лыжник – спортсмен, посоветовал «не раскисать» и повторить «заход» на юрфак на следующий год. По секрету сообщил, что декан факультета Малков В.П. любит спортсменов. Он в прошлом – чемпион по лыжным гонкам городских студенческих соревнований и, при этом, Малков отлично учился (получал на старших курсах КГУ именную стипендию им. В.М. Молотова).

Поэтому, несмотря на то, что по месту работы в Пестречинском лесничестве Лаишевского лесхоза мне выдали направление на отделение журналистики, экзамены в 1975 г. я сдавал на дневное отделение факультета «Ильича», как тогда абитуриенты называли юридический факультет Казанского университета. На собеседовании профессор Малков по-отечески поинтересовался, представляю ли я, какими качествами обязан обладать юрист, чтобы быть полезным государству и людям. Я, в свою очередь, привел слова из сочинения гимназиста Симбирской гимназии Александра Ульянова (брата В.И. Ленина): «Чтобы быть полезным обществу и государству, человеку надо иметь: честность, любовь к труду, твердость характера, ум, знания». Профессор остался доволен ответом: «Примечательно, что не зависимо от выбора профессии, на первое место в служении обществу и государству поставлена честность».

Служить высоким правовым и нравственным идеалам – жизненное кредо юриста Малкова. Первый декан юридического факультета профессор Бажанов А.Т. своевременно разглядел в юном Малкове будущего ученого: «Очень способный, даровитый студент». Нравственные принципы и правовые постулаты твердо усваивают ученики Малкова В.П…

Вспоминает выпускница юрфака КГУ (1966-1971) Егорова А.И., ныне судья Верховного Суда Республики Мордовия, почетный работник судебной системы: «Люда Крылова – студентка, инвалид (без одной ноги), на последнем курсе вышла замуж. И вот незадача, прямо с госэкзаменов её увезли в роддом. ГЭК поручила комиссии принять у неё в родильном доме государственный экзамен. Когда комиссия, которую возглавил В.П. Малков, вместе со старостой курса Егоровой А.И. вошли в больничную палату, роженица кормила дитя. Виктор Павлович, обладающий большим чувством юмора, вначале поздравил студентку-маму с рождением ребенка. Затем, сообщил ей: «К вам прибыли члены ГЭК для приема госэкзамена по уголовному праву. Мы привезли с собой живую «шпаргалку», — и показал на Егорову, — берите билет, готовьтесь, а мы выйдем»…. «Виктор Павлович, — подала голос «мамочка», — разве Вы нас этому учили? Честности… Советские юристы своих учителей на экзаменах за дверь не выставляют». Затем, взяв в руки билет, и посмотрев на спящего ребенка, подумала и произнесла: «Любишь, Люда, с горки кататься, люби и саночки возить». Экзаменуемая на «отлично» ответила на все поставленные вопросы, без предварительной подготовки и без «шпаргалки» — всему, чему учил её Малков В.П.

Будучи растроган отличным ответом и поведением выпускницы перед членами ГЭК, председатель комиссии украдкой вытер свои влажные от слез глаза. Человеческие эмоции не были чужды и такому сильному человеку как Малков В.П.

Многие выпускники юрфака стремились подражать профессору: в его желании формировать правовую культуру и идеологию служения Отечеству, в приемах владения ораторскому искусству и коммуникации. Малков хорошо усвоил один из тезисов «Правил высшего красноречия» законотворца Сперанского М.М. (1772-1839): «Умение писать или говорить непонятно есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

Предметность спора и конкретность научных суждений, новизна кладези мыслей – это визитная карточка ученого – практика Малкова. Про таких юрист А.Ф. Кони писал: «Вся его жизнь прошла на службе правовым и нравственным интересам русского народа». Эти слова должны быть эпиграфом каждого порядочного юриста. Это и ответ на вопрос каждому начинающему юристу – с кого делать жизнь и кому следует подражать в хорошем понимании этого слова.

В Казанском университете Виктор Павлович отличался способностью мобилизовать, сплотить команду единомышленников. Являлся личностью, обладающей неуемной энергией, юношеским задором, что способствовало формированию в университете и на факультете славных традиций. Среди них – ежегодная Ленинская эстафета, в которой юристы традиционно являются лидерами; посвящение первокурсников в доме-музее в с. Кокушкино; празднование «Дня юрфака» на Лысой горе в верховье Волги; лыжная гонка «патрулей» и т.д.

Декан Малков создал на факультете условия, где раскрывались способности студентов: отлично учились и добивались серьезных результатов в спорте, а сам Малков успевал всюду…

Вспоминаю март 1978 г. Озеро Лебяжье. Республиканские соревнования — гонка сильнейших Татарстана на 50 км. Среди стартовавших сильнейшие 120 лыжников из всех вузов республики. На марафонской дистанции я выполнил кандидатский норматив мастера спорта. Лучшей наградой мне было поздравление от самого спортивного декана Казанского университета В.П. Малкова и тренера Козлова Ю.В. – заслуженного работника физической культуры и спорта РФ. Оба педагога искренне радовались, что я выполнил «наказ», данный мне еще в 1973 г. Владимиром Высоцким в армии. Поэтому, когда весной 1979 г. в составе студенческого актива я встречал в Казани Владимира Семеновича, он справедливо посчитал себя причастным к этому спортивному успеху, поскольку из его рук я получил «классные, скользкие лыжи». Он же был первым, кто дал мне вводную в профессию юриста. Казанский университет В.С. Высоцкий считал «страной вечной юности, где учится талантливая молодежь». В отличие от октября 1977 г. когда Высоцкий давал концерты в течение недели, последнее его пребывание в Казани было скоротечно. После единственного выступления в МЦ (молодежном центре) он почувствовал недомогание. Тогда же Высоцкого спросили: «Какой бы вопрос вы задали себе на творческом вечере?». Он ответил: «Вопрос, на который хотел бы получить ответ: сколько мне еще отмерено годов, месяцев, дней?» (Высоцкий В.С. родился 25.01.1938 г., умер 25.07.1980 г.).

В.П. Малков, скупой на похвалу с уважением и пониманием относился к творчеству Высоцкого, как артиста кино и певца. Поэтому всегда и во всем на факультете ученый и романтик Малков поддерживал и помогал талантливым студентам. Например, он приветствовал посещение мною ФОП (факультет общественных профессий) «Журналистика», литературную студию «ARS», которую вели члены Союза писателей СССР Геннадий Паушкин и Николай Беляев. Студейцы-юристы печатались в общеуниверситетской газете «Ленинец» (ныне «Казанский университет»), республиканских «Комсомолец Татарии», «Вечерняя Казань», выступали на республиканском радио. Однажды меня пригласили в телестудию Останкино, в Москву, где вместе с певцом А. Новиковым и киноактриссой Н. Варлей принял участие в передаче М. Кожухова «Сделай шаг». Варлей понравились мои вирши, напечатанные в вышедшем сборнике стихов казанских студентов. На титульном листе она написала: «С пожеланием добра и творчества. Н. Варлей».

Виктору Павловичу 8 октября 2016 года исполнится 85, но он молод душой, потом что до сей поры неравнодушен к стихам о Казани. Вот одно из них, которое Учителю нравится и пусть добро, которое делает людям профессор В.П. Малков, возвращается ему сторицей!

 

Казань

Облетают деревья,

Остывает вода.

Я прощаюсь с Казанью

Навсегда, навсегда.

 

Вспоминаю все чаще

Этот город и Вас.

Тенью лиственной чащи

День окатывал нас.

 

Чей-то голос печальный

Ветер с Волги к нам нес,

И шумел ночами

Твоё сено волос.

 

Облетели деревья

И остыла вода.

Я простился с Казанью

Навсегда, навсегда.

 

Мартышкин В.Н., заместитель Председателя Верховного Суда Республики Мордовия, заслуженный юрист Республики Мордовия, почетный работник судебной системы