На соискание Госпремии РТ в области науки и техники 2016 г. выдвинута работа гуманитарной направленности, выполненная коллективом ученых КФУ.
Она называется «Модернизация классического университета в национальном регионе: новое социальное и гуманитарное измерение». В составе авторов значатся: М.Щелкунов (руководитель), В.Бухараев, И.Гафуров, Р.Замалетдинов, Л.Попов, А.Прохоров.
— Масштабные изменения последних лет, происходящие в нашем университете, затронули все его составляющие, включая гуманитарное «крыло», — прокомментировал руководитель работы М.Д.Щелкунов. — Накопился опыт, который нуждается в научном осмыслении, оценке коллег, в общественном обсуждении и, возможно, тиражировании. Процедура соискания Госпремии РТ дает хорошую возможность реализовать эти цели.
Работа представлена 8 авторскими монографиями и десятком статей, явившимися обобщением опыта развития гуманитарных направлений университета за четыре года. Ученые КФУ на примере альма-матер попытались обосновать новое общественное предназначение вуза.
— Вызовы времени ставят классический университет перед необходимостью модернизации, — продолжил М.Щелкунов. — Сегодня ключевые университетские гуманитарные образовательные практики (философские, исторические, филологические, педагогические, психологические) обусловлены приоритетами социально-культурного и духовного развития нашего региона. К ним, согласно Стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 г., относятся поддержание общественной стабильности и этноконфессионального согласия, сохранение гражданской и национально-культурной идентичности, защита традиционных ценностных основ общества, актуализация креативных ресурсов личности.
Без сомнения, эти приоритеты находят отражение в гуманитарном образовании университета.
— Для философских направлений — это расширение горизонтов мировоззренческого сознания учащихся посредством обращения, наряду с освоением светской философии, к идейному наследию мировых религий (главным образом христианства и ислама); в исторических направлениях — возрождение этноисторической идентичности народов Татарстана в качестве органических составных частей общероссийской идентичности. В филологии — внедрение лингвокультурологической концепции в образование, развитие полилингвизма; в педагогических направлениях — развертывание подготовки учителей новой формации; в психологической подготовке — актуализация творческих ресурсов человека.
Профессор подчеркнул востребованность данной работы.
— Теоретические положения могут быть основой для определения приоритетных направлений развития профессионального гуманитарного образования в высшей школе РТ. Практическое значение работы состоит в использовании накопленного в КФУ опыта гуманитарных образовательных практик в системе высшей школы Татарстана и России.
Конкурсная ситуация непростая, есть серьезные конкуренты среди других соискателей-гуманитариев республики, подытожил Михаил Дмитриевич. — Но мы будем бороться до конца.