Вход в личный кабинет
запомнить меня
Блог «Слово редактора»
Статьи
Интервью
Рейтинги
Объявления
О блоге
Здесь я буду выражать свое мнение обо всем
Основатель блога Галина Хасанова
Авторы блога ...
Всего записей 76
Число подписчиков 9
Число комментариев 6
Место в рейтинге
21
Сумма баллов
36
Награды
Описание блога
Не помню, кто мне сказал, что для того, чтобы стать журналистом, надо вести дневник. В современном мире личным дневником стал блог в Интернете. Мой блог – это возможность быть услышанной. Здесь я буду выражать свое мнение на что-то, что меня удивило/задело/заинтересовало/взволновало. Не претендую ни на какие обобщения и малейшие попытки кого-нибудь поучать. Просто постараюсь публично вести хронику университета.
Фотогалерея
Эксперт КФУ: “Как адаптироваться в новом коллективе”
06.09.2017
Рубрики:
166
0
0
Мы выяснили у директора НОЦ практической психологии, этнопсихологии и психологии межкультурной коммуникации Эндже Латыповой, как первокурснику эффективнее адаптироваться к началу жизненного пути.

При переходе из школы в вуз первокурсник сталкивается с необходимостью адаптации к совершенно новой социальной обстановке, к учебному процессу, однокурсникам и преподавателям, а также требованиям, предъявляемым к студенту. Мы выяснили у директора НОЦ практической  психологии, этнопсихологии  и психологии межкультурной коммуникации Эндже Латыповой, как первокурснику эффективнее адаптироваться к началу жизненного пути.

 

В КФУ уже более 20 лет в целях адаптации студентов и создания доверия в сообществе обучающихся проводятся психологические мастерские.

Ролевые игры, дебаты, культурные мероприятия помогают студентам  быть настоящими, раскрытыми и чувствующими; найти большее количество способов выражения, не зависимые от вербально-лингвистических способностей, расширяя таким образом способы самовыражение, а также круг участников». В результате занятий снижаются  межличностные конфликты, уменьшается вероятность развития обид друг на друга и образования фракций в группе.

«На первом этапе важно формирование, так называемой, поддерживающей среды, –  рассказала Эндже Латыпова. – Ни для кого не секрет, что студенты даже учатся лучше, если у них налажен хороший контакт друг с другом.  В таком случае во время зачетов и экзаменов они оказывают друг другу определенную помощь: объяснить пройденный материал, дают списать лекцию одногруппнику, который на ней отсутствовал, более сильные студенты объясняют более слабым непонятный материал и так далее».

Помочь формированию поддерживающей среды может преподаватель: именно с этой целью используются интеграционные игровые формы работы с группой, в частности мероприятия, на которых студенты могут пообщаться, поближе познакомиться, узнать друг друга и сформировать мини-подгруппы, например,  по интересам или месту проживания.

Если речь идет об иностранных студентах, то еще один значимый момент – языковая адаптация. С одной стороны, здесь опять же важна помощь преподавателей: так, в КФУ существует подготовительный факультет, где ребята учатся целый год и могут  подтянуть русский язык. С другой стороны, сами студенты тоже должны стремиться к общению на новом для них языке:  говорить на русском не только в классе, но и за его пределами – вот что важно для успешной языковой адаптации.

«Кроме того, у иностранных студентов жесткая адаптация идет к среде: другое питание, другой климат, другая  одежда. В этом плане сложнее всего приходится студентам из жарких стран, – отметила Эндже Латыпова. – Большое значение здесь имеет и культурный компонент.Поскольку наш центр специализируется именно на работе с иностранными студентами, мы разрабатываем методики, подходы как для педагогов, так и для самих студентов, значительно упрощающие адаптацию в образовательную среду».

Безусловно, преподаватели, студенты старших курсов могут помочь первокурсникам адаптироваться, однако многое зависит от настроя самих ребят. По словам психолога, речь идет, в первую очередь, об умении брать на себя ответственность. Если в школе и родители, и учителя активно контролируют детей и именно на них лежит значительная доля ответственности, то в университете студенты получают значительную степень свободы, которая влечет за собой и необходимость отвечать за свои поступки.

 

Проблемы адаптации являются актуальными в связи  с прогрессирующим ростом  миграционных потоков практически во всех частях света. Наблюдается тенденция к увеличению количества иностранных студентов в высших  учебных заведениях.  Поэтому в  задачу адаптации  вовлечены как администрация университета, педагоги, а также сами студенты. Поскольку адаптация не останавливается ,со временем адаптация должна перейти в самореализацию. Адаптация – есть некий механизм приспособления к меняющимся условиям. Самореализация предполагает  определенность социальной, профессиональной, личностной позиции от студента и предполагает время.

Молодые люди ищут приемлемое по качеству и цене образование за рубежом. Формирующаяся в связи с этим многонациональная и мультикультурная среда требует поиска и применения эффективных методов  формирования межкультурного поля социализации, адаптации в новую среду, формирования ясных ответов на насущные вопросы быта, образования и специфики пребывания в  ином культурном  окружении, практических навыков привыкания к требованиям образовательной и социальной среды.

Особенно актуальным является наличие соответствующих педагогических и психологических компетенций у  преподавателей  и владение методами, дающими возможность интерактивного взаимодействия  с иностранными  студентами и с их тьюторами. «Конечно, задача самого педагога – использовать различные методики, техники, способствующие возможности интеграции,  хотя, к сожалению, далеко не все преподаватели обладают для этого достаточной квалификацией. Кстати, в настоящий момент мы  совместно с коллегами из Дрезденского университета ведет активные исследования в данном направлении», – поделилась  Эндже Латыпова.

Комментарии
Лента блога

Эксперт КФУ: “Как адаптироваться в новом коллективе”

<div class="uk-container uk-margin">
<div class="uk-grid">
<div class="uk-width-expand@s uk-first-column">
<div class="uk-card uk-card-default">
<div class="uk-card-body">
<h4 class="uk-card-title"><em><strong>При переходе из школы в вуз первокурсник сталкивается с необходимостью адаптации к совершенно новой социальной обстановке, к учебному процессу, однокурсникам и преподавателям, а также требованиям, предъявляемым к студенту. Мы выяснили у&nbsp;</strong><strong>директора НОЦ практической&nbsp; психологии, этнопсихологии&nbsp; и психологии межкультурной коммуникации Эндже Латыповой</strong><strong>, как первокурснику эффективнее адаптироваться к началу жизненного пути.</strong></em></h4>
<h4>&nbsp;</h4>
<p>В КФУ уже более 20 лет в целях адаптации студентов и создания доверия в сообществе обучающихся проводятся психологические мастерские.</p>
<p>Ролевые игры, дебаты, культурные мероприятия помогают студентам&nbsp; быть настоящими, раскрытыми и чувствующими; найти большее количество способов выражения, не зависимые от вербально-лингвистических способностей, расширяя таким образом способы самовыражение, а также круг участников&raquo;. В результате занятий снижаются&nbsp; межличностные конфликты, уменьшается вероятность развития обид друг на друга и образования фракций в группе.</p>
<p><em>&laquo;На первом этапе важно формирование, так называемой, поддерживающей среды,</em>&nbsp;&ndash; &nbsp;рассказала&nbsp;<strong>Эндже Латыпова</strong>. &ndash;<em>&nbsp;Ни для кого не секрет, что студенты даже учатся лучше, если у них налажен хороший контакт друг с другом.&nbsp; В таком случае во время зачетов и экзаменов они оказывают друг другу определенную помощь: объяснить пройденный материал, дают списать лекцию одногруппнику, который на ней отсутствовал, более сильные студенты объясняют более слабым непонятный материал и так далее&raquo;.</em></p>
<p>Помочь формированию поддерживающей среды может преподаватель: именно с этой целью используются интеграционные игровые формы работы с группой, в частности мероприятия, на которых студенты могут пообщаться, поближе познакомиться, узнать друг друга и сформировать мини-подгруппы, например,&nbsp; по интересам или месту проживания.</p>
<p>Если речь идет об иностранных студентах, то еще один значимый момент &ndash; языковая адаптация. С одной стороны, здесь опять же важна помощь преподавателей: так, в КФУ существует подготовительный факультет, где ребята учатся целый год и могут&nbsp; подтянуть русский язык. С другой стороны, сами студенты тоже должны стремиться к общению на новом для них языке:&nbsp; говорить на русском не только в классе, но и за его пределами &ndash; вот что важно для успешной языковой адаптации.</p>
<p><em>&laquo;Кроме того, у иностранных студентов жесткая адаптация идет к среде: другое питание, другой климат, другая&nbsp; одежда. В этом плане сложнее всего приходится студентам из жарких стран,</em>&nbsp;&ndash; отметила&nbsp;<strong>Эндже Латыпова. &ndash;&nbsp;</strong><em>Большое</em>&nbsp;<em>значение здесь имеет и культурный компонент.</em><em>Поскольку наш центр специализируется именно на работе с иностранными студентами, мы разрабатываем методики, подходы как для педагогов, так и для самих студентов, значительно упрощающие адаптацию в образовательную среду&raquo;.</em></p>
<p>Безусловно, преподаватели, студенты старших курсов могут помочь первокурсникам адаптироваться, однако многое зависит от настроя самих ребят. По словам психолога, речь идет, в первую очередь, об умении брать на себя ответственность. Если в школе и родители, и учителя активно контролируют детей и именно на них лежит значительная доля ответственности, то в университете студенты получают значительную степень свободы, которая влечет за собой и необходимость отвечать за свои поступки.</p>
<p>&nbsp;</p>
<p>Проблемы адаптации являются актуальными в связи&nbsp; с прогрессирующим ростом &nbsp;миграционных потоков практически во всех частях света. Наблюдается тенденция к увеличению количества иностранных студентов в высших&nbsp; учебных заведениях.&nbsp; Поэтому в&nbsp; задачу адаптации&nbsp; вовлечены как администрация университета, педагоги, а также сами студенты. Поскольку адаптация не останавливается ,со временем адаптация должна перейти в самореализацию. Адаптация &ndash; есть некий механизм приспособления к меняющимся условиям. Самореализация предполагает&nbsp; определенность социальной, профессиональной, личностной позиции от студента и предполагает время.</p>
<p>Молодые люди ищут приемлемое по качеству и цене образование за рубежом. Формирующаяся в связи с этим многонациональная и мультикультурная среда требует поиска и применения эффективных методов&nbsp; формирования межкультурного поля социализации, адаптации в новую среду, формирования ясных ответов на насущные вопросы быта, образования и специфики пребывания в&nbsp; ином культурном&nbsp; окружении, практических навыков привыкания к требованиям образовательной и социальной среды.</p>
<p>Особенно актуальным является наличие соответствующих педагогических и психологических компетенций у&nbsp; преподавателей&nbsp; и владение методами, дающими возможность интерактивного взаимодействия&nbsp; с иностранными&nbsp; студентами и с их тьюторами. &laquo;Конечно, задача самого педагога &ndash; использовать различные методики, техники, способствующие возможности интеграции,&nbsp; хотя, к сожалению, далеко не все преподаватели обладают для этого достаточной квалификацией. Кстати, в настоящий момент мы&nbsp; совместно с коллегами из Дрезденского университета ведет активные исследования в данном направлении&raquo;, &ndash; поделилась&nbsp; Эндже Латыпова.</p>
</div>
</div>
</div>
</div>
</div>

Вид публикации: 
Рубрики: 
Анонс: 
Мы выяснили у директора НОЦ практической психологии, этнопсихологии и психологии межкультурной коммуникации Эндже Латыповой, как первокурснику эффективнее адаптироваться к началу жизненного пути.
КФУ ID: 
137551
Баллы: 
0
Главная новость: 
1
Фото: