Книга написана по инициативе его дочери – профессора, завкафедрой фундаментальной и клинической фармакологии ИФМиБ КФУ, директора Кокрейн Россия Лилии Зиганшиной.
Профессора Евгения Александровича хорошо знают, помнят и любят не только близкие и друзья, но и те, кому посчастливилось быть лично с ним знакомым, попасть в орбиту его жизнелюбия и оптимизма. Более 50 лет проработал он в стенах университета, пройдя путь от младшего научного сотрудника до ведущего научного сотрудника НИЛ «Исследование структуры органических соединений» и профессора кафедры органической химии Химического института, продолжая дело своего учителя – академика Б.А. Арбузова.
Своими воспоминаниями о нем поделились коллеги и студенты, ставшие друзьями, близкие и родные. Это и профессор Мамедов Вахид Абдулла Оглы (Институт органической и физической химии им. А.Е.Арбузова), Вера Мамедова, Фаима Мухитова, Лидия Бердникова, Косолапова Лиля и многих других.
Мы приводим некоторые, наиболее яркие высказывания об этом человеке.
Коллектив кафедры органической химии КФУ:
Свою страсть к глубокому познанию химических явлений он щедро передавал студентам, аспирантам, молодым коллегам – и в повседневной жизни, и в ходе обсуждений результатов исследований на заседаниях кафедры, диссертационных советах, конференциях. Для него вопрос научной истины, научного и общественного интереса всегда был превыше собственного благополучия.
Дочь Лилия Зиганшина:
Папа всегда и во всем полагался на любовь. Он говорил: «Добавь любви – и все получится!». Одним из основных принципов его жизни была фраза из романа его любимого Бруно Ясенского «Заговор равнодушных»: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь».
Доктор химических наук, профессор, завлабораторией химии высоких давлений Химического института им. А.М.Бутлерова Владимир Киселев:
Евгений Александрович был «живчиком», полиглотом, мог поспорить на любую тему. Любил и умел играть на гитаре, сражаться в шашки, шахматы. Был большим любителем чая и пытался угостить всех, кто заглядывал к нему в комнату №48. А заглядывало всегда много желающих… Удивительно активный и неравнодушный, сильный и слабый одновременно. Я его за глаза называл «наш Высоцкий». В Е.А. было много бунтарского, но его уважение гениев науки и восхищение природой во всех ее проявлениях не имело границ.
Кандидат химических наук, доцент каф. неорганической химии Химического института им. А.М.Бутлерова Валерий Штырлин:
Евгений Александрович – лидер неформальный и потому особенно дорогой. К тому же остается не так много носителей традиций Казанской химической школы. И он выделяется в этой Школе своим глубоким знанием химии и физики, прямотой, бесстрашием и мужеством борца за истину, требовательностью и одновременно любовью к молодежи.
Доцент кафедры химии Поволжского государственного технологического университета. Выпускница Казанского университета 1978 года, аспирант кафедры органической химии 1978-1981 годов Валентина Фоминых (Полушина):
Существует известная истина, что ученик воспитывается не словом, а примером. Мой Учитель был достойным примером во всем. Он был истинным представителем настоящей науки. Высокое трудолюбие, тщательность в эксперименте, в написании статей, честность характеризовали его. Это Человек, Преподаватель, Ученый с большой буквы! Именно такими людьми славились и должны славиться университеты и Россия!
Доктор химических наук, Институт органической и физической химии им. А.Е.Арбузова Виталий Янилкин:
Евгений Александрович – химик высочайшей пробы. Он относится к числу тех немногих избранных, кто посвящен во многие тайны химической науки, кто познал ее глубинные причинно-следственные связи.