Каждый народ в ту или иную эпоху рождает своего Поэта, миссия которого — стать олицетворением его гения, души. В Древней Греции таким был Гомер, в средневековой Италии — Данте, в Англии — Шекспир, в Германии — Гёте, в России — Пушкин. Для татарского народа таким поэтом стал Тукай, поэзия которого зазвучала в унисон со струнами народной души.
2016 год – год 130-летия со дня рождения великого поэта. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого планирует целый ряд мероприятий, посвященных увековечиванию памяти легендарного сына татарского народа и пропаганде его творчества. Их итоги найдут отражение в статьях, которые будут публиковаться на нашем сайте. А пока предлагаем нашим читателям вспомнить знаковые моменты биографии Габдуллы Тукая.
Габдулла Тукай (1886-1913) вошел в историю татарской литературы как великий поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы.
Творческая деятельность поэта продолжалась всего восемь лет. Г.Тукай умер в возрасте 27 лет, оставив после себя свыше 10 тысяч стихотворных строк (более 400 стихов, 9 поэм), около 50 листов прозы (350 рассказов, очерков и воспоминаний).
Родился в деревне Кушлауч Казанской губернии в семье муллы. В раннем детстве остался круглым сиротой. Воспитывался у родственников. С 1895 г. жил в Уральске, учился в медресе и посещал русский класс. Овладел арабским, персидским и турецким языками. Много читал, изучил культуру Востока.
Печататься начал в 1905 г. Осенью 1907 г. поэт приехал в Казань. Его имя уже было известно в литературных кругах, и Г.Тукай быстро вошел в новую среду. Казанский период (1908-1913) становится временем интеллектуальной зрелости поэта, расцвета его таланта и славы.
Публикуется на страницах газеты «Ал-Ислах» («Реформа»). Первый поэтический сборник вышел в 1907 г. в Казани. С 1908 г. вместе с Г.Камалом начинает издавать сатирический журнал «Яшен» («Молния»), в котором регулярно публикуются его стихи, фельетоны, публицистические заметки. После выхода 10 номеров издание прекратило свое существование из-за материальных трудностей и притеснений цензуры. В марте 1910 г. Г. Тукай возглавил новый сатирический журнал «Ялт-йолт».
В творческом наследии Г.Тукая – стихотворения, поэмы, сказки, переложения с русского и турецкого языков; памфлеты, фельетоны, эссе, воспоминания о детстве («Что я помню о себе»), критика, заметки о фольклоре и письма. Уже в первых стихотворениях мотив судьбы нации, мысль о необходимости развития татар, общества на основах образованности и культуры зазвучала как национальная идеологема. Просветительская парадигма стала толчком к преобразованию традиционной для татарской литературы картины мира. В поисках новых форм и приемов Тукай обращается к русской и западноевропейской литературе. Растет его популярность, совершенствуется стиль и язык произведений. Г.Тукай переходит от аруза к силлабике, от восточных жанров к жанрам западной литературы. Гражданская, любовная и пейзажная лирика Тукая сохранила своеобразие восточных жанров, но актуализировала их для выражения национальной идеи в начале ХХ в.
Писатель внес огромный вклад в формирование татарской детской литературы. В 1909-1910 гг. Г.Тукай выпустил книги «Детская душа» и «Веселые страницы», антологию детской прозы и поэзии под названием «Уроки национальной литературы в школе», включив в нее лучшие произведения татарских писателей.
Тукай одним из первых занялся изучением эстетических принципов татарского фольклора, его связей с письменной литературой.
Поэт снискал славу литературного критика и публициста. Тукай освещал современное состояние и перспективы развития татарской литературы, художественные особенности отдельных произведений, анализировал поэтику татарского стиха.
Последние три года тяжело болел, умер от туберкулеза.
Г.Тукай оказал огромное влияние на развитие тюркоязычных литератур. Образ поэта воплощен в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Учреждена Государственная премия Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (1958). Созданы музеи в Казани и на родине поэта.