Что ожидает вчерашнего школьника в стенах высшего учебного заведения?  Ведь школьники привыкли, что в школе есть классный руководитель, который следит за всем: успеваемостью, поведением, мероприятиями.

Резкая смена родительского дома на студенческое общежитие,  школьной скамьи на лекционные аудитории, новая среда общения, сложность учебного процесса, поставленные новые, казалось бы, невыполнимые задачи – это все новое может слегка напугать, будоражить  первокурсника.

Как адаптироваться к новым условиям жизни? В этом может помочь куратор студенческих групп. Куратор группы — это аналог школьного классного руководителя, просто его подопечные взрослее и самостоятельнее. Как обычно, куратор — это один из преподавателей, который выполняет роль связующего звена между руководством института и студентами группы.

Сейчас почему-то принято считать, что молодежь и студенты инфантильные, не мотивированные, безответственные.  Но за  18 лет работы в университете, из них 8 лет как преподаватель и как куратор разных групп, могу сказать одно точно: молодежь такая же разная,  как в любые старые времена. Среди студентов есть и очень надежные и осознанные, есть и безответственные, есть и самодостаточные, но много таких, которым нужен наставник, старший товарищ, чтобы было с кем поговорить, посоветоваться. Их частенько нужно бывает направить в нужный момент в нужное русло.

Последние 8 лет я веду деятельность куратора в нашем университете.  В чем заключается моя работа как куратора?

Во — первых, беру на себя все организационные моменты группы в процессе обучения: веду работу на регулярной основе со старостой и студентами курируемой группы; знакомлю студентов группы с электронной информационно-образовательной средой; своевременное обеспечение группы необходимой актуальной информацией, касающейся учебного процесса и общественных мероприятий; осуществление постоянного контакта с заместителем директора по учебной и социально-воспитательной работе, с преподавателями, со студентами группы и их родителями.

Во-вторых, веду воспитательную деятельность: формирую мотивации учебной и познавательной деятельности студентов, воспитание ответственного отношения к учебе и общественно-полезному труду; знакомлюсь с внеучебными интересами, увлечениями и занятиями своих студентов, включающими культурно-творческую деятельность, общественную деятельность и др.;

В-третьих, если даже студенты взрослые люди, за ними нужен контроль: постоянный (в течение всего семестра) контроль посещаемости и успеваемости студентов (на основании данных преподавателей и личного посещения занятий); организация и проведение смотров текущей успеваемости в группе; контроль работы старосты группы, проверка ведения журнала посещаемости; регулярные посещения студенческого общежития.

В-четвертых, ведется учебно-методическая деятельность, направленная на: индивидуальную работу с отстающими студентами; выявление активных студентов с последующим привлечением их к участию в различных сферах университетской жизни (к научной работе на кафедре, участию в олимпиадах, выступлению на студенческих конференциях, написанию статей и др.); оказание методической помощи по организации самообразования и свободного времени студентов; обучение студентов навыкам организаторской деятельности, умению работать в коллективе; привлечение студентов к участию в мероприятиях факультета и университета.

Но самое главное, я считаю,  работа куратора заключается в том, чтобы не быть равнодушным. Нужно всегда стараться быть объективным и внимательным, даже в мелочах. Если куратор знает своих студентов, регулярно встречается с ними и при необходимости дает советы и оказывает помощь, значит этот куратор серьезно относится к своим обязанностям.

Работая куратором, тесно и регулярно общаясь с группой в течении 4-5 лет, с  некоторыми студентами складываются хорошие, дружеские отношения. Одна из таких моих любимых активисток —  Тимофеева Настя, которая закончила учебу с отличием. Она сейчас учится в магистратуре в Москве. Даже после окончания учебы в университете, мы с ней общаемся, обсуждаем ее успехи.

В рамках кураторской работы, в  течении  учебного года на регулярной основе проводим разные мероприятия. Например, были проведены такие мероприятия: кураторский час «О язык родной, певучий, о родительская речь!», посещение спортивного комплекса «Трудовой резерв» (каток), посещение музея «Городская панорама».

Так же мною в этом году было введено новшество: организован «Круглый стол» — встреча группы с руководством университета. Тема встречи была посвящена  студенческой жизни,  привлечению студентов к науке,  т.к. этот год был признан «Годом науки и техники». На встрече присутствовали заместитель директора по учебной работе Р.Р. Замалиев  и заместитель директора по социально-воспитательной работе П.Г. Великанов

Руководители дали информацию и ответили на вопросы студентов об учебном процессе, на каких мероприятиях, кружках студенты могут участвовать, как пользоваться «Электронной библиотекой», как можно частично вернуть свои расходы тем, кто участвовал на олимпиадах. П.Г. Великанов   прочитал завет Лобачевского. Так же студенты получили напутствие: «Всему свое время, раз поступили в университет – нужно получать знания, осваивать дисциплины, чтобы вы смогли стать квалифицированными  специалистами, научными работниками, чтобы смогли работать на высокооплачиваемых должностях», — сказал заместитель директора по учебной работе.

Хочется выразить благодарность П.Г. Великанову  и Р.Р. Замалиеву  за уделенное время и внимание студентам, за их поддержку.  Ведь студентам очень важно общение с руководством за такими круглыми столами «лицом к лицу». Это мотивирует студентов к прилежной учебе, быть лучшими, появляется энтузиазм и интерес.

Своей любимой группе 05-007 хочу пожелать: не терять надежду ни при каких обстоятельствах, и огромного человеческого счастья. А счастье — это не конечный пункт, а дорога. И это — всегда труд.