«КУ» пообщалась с главным редактором издания, студенткой второго курса кафедры дизайна и национальных искусств, Яной Вахитовой о популяризации прекрасного, а также о том, кто такой дизайнер, и зачем он нужен человечеству.
«На красной линии» показывал себя обществу дважды: в июне 2015 года и в марте 2016 года. Одного взгляда на журнал достаточно, чтобы понять его аудиторию: каждый номер выдержан в своем стиле. Характерная особенность «На красной линии» — то, что каждый выпуск берет во внимание конкретную вещь, актуальную для мира дизайна и искусства, и разбирает ее «по косточкам». К примеру, первый номер, выдержанный в духе супрематизма, был посвящен стулу. Причина тому – тот факт, что в ХХ веке каждый крупный дизайнер разрабатывал свою модель стула, и эти находки оказали огромное воздействие на облик современности. Героиней второго номера явилась буква — символ человеческой памяти, самая важная абстракция в истории, а дизайн, как утверждает сама редакция, «выглядит более уверенно и целостно». Следующий выпуск расскажет нам о парусе и обо всем, что с ним связано: тканях, хождении под парусом, о том, как этот кусок полотна изменил мир. На страницах журнала вы увидите новости мира дизайна, интервью с деятелями искусства, исторические справки по тематике номера, научные исследования, а также информацию о грантах и конкурсах для студентов.
Чем обусловлено название журнала – «На красной линии»?
Если буквально: красная линия – это линия застройки городов. В городах созидается история современности. Линия сама по себе – это основа рисунка. Красный цвет – это самый активный цвет спектра, основной цвет в супрематизме и конструктивизме, направлениях в искусстве, которые прославили Россию, как центр модернизма.
Что явилось толчком для создания журнала?
Идея зародилась почти случайно: наша студентка Красноперова Даша решила в качестве дипломного проекта разрабатывать макет журнала, эта идея заразила наших будущих кураторов (Еманова Ю. Г., Салахов Р.Ф., Яо М.К.), а уже они заразили ею меня. А я остальных. Собралась редколлегия из студентов и магистрантов – дизайнеров, филологов и будущих педагогов изобразительного искусства. «Кто» и «что» может делать выясняли в процессе работы.
Что и кому вы хотите рассказать? Не боитесь ли невостребованности столь специфического издания?
Наша миссия – обратить людей к чтению и творчеству. Без Homo Legens – Человека читающего — не будет Homo Sapiens — Человека мыслящего, тогда как современный мир уже давно нуждается в новом типе – Человеке творящем. Цель – продвигать татарстанское искусство и дизайн, университет, Казань. Нас интересуют люди, вещи, тексты, явления, события. Мы хотим не только знать контекст нашего времени, мы хотим его создавать. Мы не собираемся ограничиваться дизайном и искусством в привычном их понимании. Ведь искусство — это все, что нас окружает. Сейчас мы пишем о том, что знаем и любим. Влюблены в эстетику квантовой физики и хотите опубликовать посвященное ей хокку? Мы к Вашим услугам.
Вы поставили перед собой высокую планку. Каковы препятствия на пути к ее достижению?
На сегодняшний день основная проблема — это отказ от шаблонов. Мы слишком привыкли писать «как надо». Наша цель на ближайшее будущее: добиться единства стиля оформления со стилем языка. Хочу отметить, что все члены редакции — любители, ранее не имевшие отношения к журналистскому и издательскому труду, и мы абсолютно открыты для сотрудничества. Журнал должен стать площадкой для творчества, надеемся, что не без участия наших читателей.
Нередко можно услышать скептическое «да все сейчас дизайнеры». Проще говоря, фигура дизайнера в наши дни – предмет для насмешек. А нужна ли вообще эта профессия обществу?
В современном мире дизайн занимает ведущую позицию почти во всех сферах жизни. Если в нашем советском прошлом все дети единодушно хотели стать космонавтами, сегодня многие столь же неосознанно поступают учиться «на дизайнера» или даже вовсе не пытаются ничему учиться, бесцеремонно вешая на себя этот титул. Просто потому что это модно. На бессознательном же уровне, я думаю, это происходит оттого, что за дизайном стоит будущее (да и настоящее). Как в советское время будущее было за космосом. Но качество, к сожалению, редко прямо пропорционально количеству. Хороших специалистов в любой отрасли всегда бывает немного.
А можно ли сравнивать космос и дизайн? Почему именно за последним будущее?
За космосом стоит будущее далекое, а за дизайном всегда стояло, стоит и будет стоять настоящее. Он определяет не только облик современности, но и ее содержание. Современный дизайн сам трактует человеку его потребности и предпочтения благодаря инструментам маркетинга. Маркетологи, уверена, с этим поспорят, сказав, что это маркетинг определяет потребности и предпочтения человека, в частности, благодаря инструментам дизайна. Однако маркетинг — это в первую очередь исследование, а дизайн – созидание. В последнем меня привлекает интеграция инженерной мысли и художественного восприятия. Дизайн решает материальные задачи, но создает этим эстетику. Это подобно даосскому символу инь и ян. Наш мир двойственен, и для того, чтобы родилось что-то новое, необходимо объединить противоположности.
Ознакомиться с номерами журнала «На красной линии» вы можете, пройдя по ссылке http://kpfu.ru/philology-culture/zhurnaly. Также у издания есть своя группа в социальной сети «В Контакте»: https://vk.com/on_the_red_line. По поводу сотрудничества: on.the.red.line@yandex.ru.
Алсу ГАРАПОВА
Фото Тимура Хадеева