Все знают, что настоящую, самую лучшую рождественскую елку можно увидеть в Германии, потому что именно оттуда эта традиция распространилась по всему миру. Сейчас в каждом российском доме можно встретить этот незаменимый хвойный атрибут Нового года.

Елку, как и все европейские ≪диковинки≫, в Россию привез Петр I. Новый 1700 год был встречен тогда по новой традиции – не 1 сентября, а 1 января. Император издал указ о том, чтобы улицы были украшены к празднику. После смерти Петра это нововведение было забыто, а о елке вспомнили только при Николае I.

«Дело в том, что общий идеологический концепт той эпохи — «Православие, самодержавие, народность» — предполагал выстраивать тип взаимоотношений государя с его поданными как отца с большим семейством. Поэтому домашние, семейные, частные праздники транслировались в публичное пространство», — объясняет Алла Аркадьевна.

Украсить елку в середине XIX в. было очень дорого, потому что все игрушки привозились из Германии. Если говорить о Казанском университете, то елка в профессорском доме была обязательным явлением. На нее профессор приглашал не только своих коллег, но и учеников. Однако во все времена праздник «Елки» был, в первую очередь, для детей. К революции ≪Елка≫ прочно влилась в жизнь людей, и даже большевики поначалу устраивали рождественские елки для детей рабочих. С 1922 по 1924 гг. проводились ≪комсвятки≫ – сатирическая пародия на ≪буржуазное рождество≫.

С 1927 г. этот праздник окончательно стал считаться ≪пережитком прошлого≫, и с ним следовало распрощаться. Только 27 декабря 1935 года Павел Постышев, известный соратник И.В. Сталина, выступил с предложением ≪вернуть советским детям прекрасную елку≫.

«Понятно, что Постышев это придумал не сам, а по мановению правящей «руки» сверху, — комментирует Алла Сальникова. – Ну, раз сказали – надо срочно проводить. Было очень тяжело, елочных игрушек в продаже вообще не было, но с этого момента елка больше никогда не исчезала из жизни советского человека».

До революции. В России и в СССР вплоть до 1960-х существовало в основном кустарное производство елочных игрушек. До революции делали всего два их вида: стеклянную и деревянную расписную игрушку. Стеклянные изготавливались, например, в деревне Данилово под Москвой. В этой местности были найдены залежи кварца, поэтому еще в конце XVIII века там был построен завод по производству стеклянных изделий. Завод делал грубые стаканы, вазочки, а также примитивные разноцветные бусы. Впоследствии кого-то осенило, что их можно повесить на елку, и с того времени бусы стали производить уже как елочное украшение, так что можно считать это именно русским изобретением, нововведением. Елочные игрушки изготавливал лишь один завод под Санкт-Петербургом, где игрушки собирались из привозных немецких деталей.

  

1920-е – 1930-е. Когда НЭП кончился, стали бороться с ≪кустарями≫, а мастерские елочных украшений либо закрыли, либо переориентировали на другое производство. После приказа Сталина о возвращении ≪Елки≫ стали возрождать производство игрушек, но это было делом нелегким. Теперь игрушка исполняла не только эстетическую функцию, но и идейно-воспитательную.

≪Известен факт, что в 1937 году был изготовлен шар с изображением членов Политбюро ЦК ВКП(б), – рассказывает Алла Аркадьевна. – Но это была единственная попытка, и попытка была достаточно опасная. Думаю, не стоит объяснять, что бы значило разбить шар с изображением Сталина≫.

Поэтому использовались чаще идеологизированные, но абстрактные символы: красная звезда, серп и молот и другие. Обществу требовались будущие солдаты, физически развитые граждане, поэтому на елках можно было встретить военную технику, детей-солдатиков и детей-спортсменов. Еще один распространенный сюжет – о дружбе народов СССР. Это изображение куколок в костюмах братских союзных республик и народов Севера. Как известно, Сталину очень нравилась комедия ≪Цирк≫. Поэтому была изготовлена серия игрушек, изображавших клоунов, гимнастов и в честь главного героя фильма маленьких негритят как символ неприятия расовой дискриминации. Покорение Арктики нашло свое отражение в игрушках, посвященных подвигу челюскинцев (дрейфующие льдины, полярные станции). Во все времена было распространенно вывешивание съедобных игрушек – мандаринов, орехов, конфет, пряников.

1940-е. Во время войны было очень плохо с игрушками, и поэтому преобладали самодельные, из подручных средств, например бинтов. На елку вешали награды, погоны. В послевоенное время производство находилось в упадке, поэтому новых елочных украшений практически не производили.

«В одном блоге в Интернете наткнулась на воспоминания пожилого человека о Новогодней елке 1941-1942 года в блокадном Ленинграде. Эта история очень сильно меня тронула, — делится Алла Сальникова. — Тогда елку достать было практически невозможно, и дедушка этого мальчика нарисовал ее на обоях, в «веточки» елки вбил гвоздики и повесил на них игрушки. Но самая большая радость случилась, когда среди  игрушек были обнаружены посеребренные и позолоченные грецкие орехи и конфеты «Раковая шейка», оставшиеся с прошлого года. А история заканчивается фразой: «Дедушке оставалось жить три месяца». Очень трагично».

1950-е – начало 1960-х. Казанская артель по производству елочных игрушек появилась только в 1950-ом году. Известно также, что елочные игрушки изготавливались на стекольном заводе в Васильево, но это были очень небольшие партии, только для ≪своих≫. Однако производство, пусть и все еще кустарное, набирало обороты. От этого времени игрушки сохранились в достаточно больших количествах и в хорошем состоянии. Очень многие игрушки в то время были из ваты, из папье маше, жести, бумаги, картона, стекла. Особо популярны были три темы. Первая – хрущевское продовольственное изобилие, к которому очень стремились. С виду нейтральные игрушки (овощи, фрукты) на самом деле были очень символичны. Вторая тема – ≪домашний уют≫: кофейники, чайнички, корзинки с фруктами, конфетами, настольные лампы, люстры. Люди активно переселялись в ≪хрущевки≫ и стремились обставить хоть и маленькую, но свою квартиру. Установить в такой квартире большую живую елку было сложно, поэтому появляется маленькая искусственная елочка, к которой продавались наборы соответствующих маленьких елочных игрушек. Третья тема – это, конечно же, космос.

С середины 1960-х годов в СССР наладилось фабричное производство елочной игрушки и она утратила свою уникальность. Многочисленные снежинки, шишки, однотипные шары уже не представляли ни художественной, ни символико-культурной ценности≫, –резюмирует Алла Сальникова.

 

У Чехова есть рассказ под названием «Елка судьбы». Там сказано, что у каждого человека в его жизни есть своя собственная елка судьбы, которая дарит ему разные подарки – и хорошие, и плохие.  Я желаю своим коллегам, чтобы в Новом году им достались только хорошие подарки – те, которые они сами себе хотят, и те, которые они по праву заслужили.

 

 

Алсу Гарапова