Студентка ИФиМК КФУ Дарья Филянова изучает произведения Джорджа Р.Р. Мартина уже не первый год. Стоит отметить, что здесь есть где развернуться филологическому уму: семь романов, в которых изображен реалистичный мир фентезийного средневековья, с подробно прорисованными характерами, множеством персонажей и захватывающим сюжетом.
На фото Дарья Филянова
Песнь льда и пламени» заинтересовала меня еще с первого курса, — рассказывает Дарья, — но, к сожалению, только с третьего курса смогла официально заниматься исследованиями по данному произведению. С прошлого года мы пишем в соавторстве с Бреевой Татьяной Николаевной. Она фактически специализируется на фэнтезийной литературе, что достаточно сильно мне помогает. Немного усложняет задачу то, что сага еще не имеет своего логического завершения, да и вообще, жанр фэнтезийной литературы является по большей части массовым. Но, к счастью, многогранность тематики, которую поднимает Джордж Мартин, компенсирует его неоконченность.
Реалистичность миру Мартина придают исторические прототипы героев и событий саги. Если присмотреться к континенту, на котором находится Вестерос, становится ясным, что в основу главного сюжета взято небезызвестное противостояние Алой и Белой Розы. В истории боролись между собой Ланкастеры и Йорки, а в «Песни Льда и Пламени» — Ланнистеры и Старки. В XV веке престол возглавляла королева-регент Маргарита, так как ее муж был неспособен вести дела. В цикле романов мы видим Маргери Тирелл. Она в таком же положении, ведь ее мужу Томмену Баратеону всего восемь лет. Более того, на фамильном гербе дома Тиреллов изображена золотая роза на зеленом поле. Недвусмысленный намек, не находите? Существует еще одна версия, что прототипом семейства Тиреллов была династия Тюдоров.Ланнистеры в книгах Мартина знамениты своей жаждой власти, коварством, а также слухами о кровосмесительной связи. По тем же причинам вошло в историю семейство Борджиа, которое, согласно уже другой версии, считается прообразом Ланнистеров.
У религиозной жизни мира Джорджа Мартина также есть аналоги в реальной жизни. Например, историческим прототипом культа Владыки Света выступает зороастризм. В романе «Пир стервятников» популярность этого бога возрастает. Как и в средневековье, в саге язычество подавляется, мир стремится к унификации, к единобожию. Все несогласные подвергаются жестокой казне – сжиганию заживо.
На данный момент мы изучаем кратологический концепт произведения — то, как Джордж Мартин интерпретирует различные институты власти, — продолжает Дарья. – Нами было выделено несколько подструктур: племя дотракийцев, как представитель традиционного общества, власти сильнейшего, первичной организации, а также правление в Королевской Гавани и вообще в Семи Королевствах, прототипом которому послужила абсолютная монархия. Интересная особенность: фактическое правление осуществляется через женские образы – это Серсея, Дейенерис, Маргери, Лиза Аррен, Оленна Тирелл, Санса Старк (ближе к концу повествования), Кейтилин Старк. Все они не только соответствуют прототипу классического образа королевы, но и в действительности каждая из них в полной мере талантливо осуществляет вверенную ей в руки власть. Единственное различие в подходах к власти и к умению ею пользоваться.
При этом оппозиционно выстраиваются образы «неполноценных» мужчин, которые формально находятся у власти: король Роберт пьянствует, Джоффри проявляет необъяснимую жестокость, Визерис корыстен, Томмен еще ребенок и не может вынести всего груза власти, который на него обрушился, Роберт Аррен (сын Лизы Аррен) слаб здоровьем. Мартин «убивает» справедливых, сильных правителей-мужчин: Эддард Старк, кхал Дрого. Фактически, автор приводит нас к тому, что мужчины не всегда являются сильным полом и способны талантливо управлять государством.
Алсу ГАРАПОВА