30 сентября казанцам выпала замечательная возможность пополнить свои знания о свежайших тенденциях сферы предпринимательства. Тема лекции, организованной интернет-газетой «Реальное время», звучала так: «Бизнес в эпоху подрывных инноваций. Как стать новым лидером», а ее площадкой стал Казанский университет. Выступления спикеров – представителей Acronis, IBM, Uber, Volvo и других компаний, а также людей-киборгов – позволили взглянуть на проблему с разных сторон.

Среди гостей был и Борис Любошиц, который любезно согласился ответить на наши вопросы.

— В своих интервью вы часто говорите, что для вас важна атмосфера научной лаборатории, в том числе и в бизнесе. Отсюда возникают два вечных вопроса: насколько сочетаются наука и бизнес, а также важно ли в наше время получить высшее образование?

— На мой взгляд, наука и бизнес сочетаются полностью. Что бизнес берет из науки? Методологию, правильный научный подход. Чем движима наука? Ученые ставят цели, делают открытия, создают проектные группы и т.д. В науке всегда было такое понятие как «научная школа», передача знаний и опыта – то, что бизнесу очень нужно. Можно привести множество примеров. Если мы вспомним то, что было на заре российского бизнеса в конце 80-х – начале 90-х годов, то увидим, что первыми успешными бизнесменами были как раз-таки физики, математики, инженеры, научные работники, потому что умение работать, добиваться своего, эту страсть, которая присуща в первую очередь ученым, они принесли в бизнес.

…первыми успешными бизнесменами были как раз-таки физики, математики, инженеры, научные работники

Теперь насколько важно высшее образование. Я бы сказал так: образование нужно. Быть дураком скучно и стыдно. Понимать, что в мире происходит, быть активным, интересным, интересно жить, иметь возможность заниматься тем, чем хочется – это все требует от человека высокого уровня образования. Как он его получит – не столь важно. Сегодня наличие диплома самого по себе не так много значит. Есть несколько составляющих, которые позволяют добиться успеха в современном мире, и образование – одно из них. Реформа образования в нашей стране внесла существенные коррективы в тот баланс, который был до этого. Не буду утверждать, хорошо это, или плохо, но при этом в старой советской школе можно было говорить о некоем среднем уровне, то есть диплом давал гарантии. Поэтому я бы так сказал: я не представляю себе, как можно не получить хорошее образование. Чтобы его получить, важно найти хорошего учителя.

— Еще вы говорили о том, что в бизнесе не место людям, которые не любят брать на себя ответственность, которым нравится быть в подчинении. А человек науки ведомый или ведущий?

— Для того, чтобы действительно добиться результата, ученый должен быть не просто ведущим, а человеком волевым и с сильной самомотивацией. Успешный человек в науке или бизнесе – это первопроходец. Первопроходцам всегда тяжело, потому что они не знают, с какими препятствиями столкнутся. Вот в этот момент не потеряться, не отступить возможно только для людей сильных.

— Я знаю, что вы одно время работали в НИИ. Почему в итоге выбрали бизнес?

— Для меня то направление деятельности, которым я занимаюсь, теоретически могло бы быть искусством, наукой, спортом – всем, чем угодно. Но есть некие критерии, которые для меня очень важны: чтобы я всегда сам мог ставить себе цели, выстраивать стратегию, а также чтобы я сам мог влиять на результат. Вот есть вещи, которые от нас не зависят, а есть те, которые зависят. Мне всегда хотелось управлять последними. Знаете, я выбирал дважды. В первый раз в советский период, и тогда я выбрал науку. Второй раз это уже был конец 1980-х, и тогда ситуация изменилась, и я выбрал бизнес. Если бы я выбирал в третий раз, я бы выбрал бизнес. И в четвертый!

— Все-таки это вам ближе?

— Бизнес позволяет заниматься всем, в том числе и наукой. Здесь больше возможностей. Я сегодня преподаю в нескольких вузах. Если я захочу заниматься какими-то исследованиями, то у меня есть для этого все возможности. Если бы я занимался только наукой, то мне бы пришлось ждать, когда мне дадут финансирование, утвердят мою программу и т.д. и т.д.

— Находясь в стенах КФУ, не могу не задать вопрос: сформировалось ли у вас какое-нибудь впечатление о нашем университете?

— Несмотря на то, что я здесь очень недолго, могу отметить, что мне нравится атмосфера. И я этого  говорю не потому, что вы меня об этом спрашиваете. Если бы мне не понравилось, я бы не смог этого сказать – это было бы невежливо, но я бы как–то ушел от ответа, ведь я умелый манипулятор! (Смеется). Такой пример приведу. Как-то мы с детьми вечером пошли на хоккей в «Лужники». Для меня тот день был очень тяжелым, я был просто измотан. И вот я попадаю на территорию «Лужников», где все занимаются спортом, бегают, играют, и тут я понимаю, что я готов к спортивным подвигам! И здесь мотивирующая атмосфера: много молодежи, студентов, они что-то обсуждают… Знаете, есть еще такой момент – наверное, это ностальгия по научной деятельности. И когда я вижу студентов с пачками книг в руках, мне сразу вспоминается свое академическое прошлое. И еще здесь замечательное здание. Есть все условия для учебы.

— Раз мы заговорили о студентах, скажите, пожалуйста, насколько реально молодому человеку без хорошего капитала начать свое дело?

— Смотрите. Я считаю, что это не важно, начал он свое дело, или нет, начнет он его сейчас, или потом, но если для человека это по какой-то причине важно, то возможно. Конечно, это в какой-то степени тяжелее, нежели когда мы начинали, в чем-то легче: появились знания, новые технологии, опыт, а также старшие товарищи. Сегодня можно прийти к наставнику, и если он поверит в вас, в вашу команду, в ваш продукт, то, наверное, проинвестирует. И самое главное – нужно всегда работать над собой. Есть старая китайская пословица: «Был бы ученик, а учитель найдется». Перефразируя ее, можно сказать: «Была бы идея, а капитал найдется».

 

Алсу ГАРАПОВА

Фото Никиты ТОХТАСИНОВА