Несмотря на то, что Урал Нуриевич — Заслуженный создатель космической техники, Заслуженный испытатель космической техники, почетный член Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского и доктор физико-математических наук, он не спешит отдаляться от рядовых студентов. Напротив, он утверждает, что его миссия – «нести историю отечественной космонавтики в массы», не давая забыть старшее поколение. Студентам, в первую очередь, он желает именно помнить о корнях, а также не забывать о фундаментальных науках, таких как физика и математика.
— Урал Нуриевич, а когда вас заинтересовала небесная сфера?
— Во время войны мы жили вместе с родителями в Татарии. Как-то прилетал с фронта самолет с продуктами, и отец попросил пилота прокатить нас. Я был маленький еще. Летчик согласился, мы с отцом сели. Взлетели, и дух захватило. Что такое полет? Пространство – третье измерение — всегда привлекало людей. Почему все хотели стать космонавтами? Потому что это переход в третье измерение. Ты летишь, а значит, уже не ощущаешь третьей координаты, ты можешь варьировать ее. Человек ищет для себя новые пространства, новые ощущения. И это будет всегда.
— В наши дни интерес к космосу снизился. Существует ли нехватка кадров?
— Астрономы сейчас очень нужны. В ближайшее время человечество столкнется с метеорной опасностью. Уже к 2029 году к земле будут подходить большие, опасные метеоры, падение которых может вызвать на земле катастрофу. Борьба с этими явлениями, в том числе, будет являться научно-технической задачей молодежи. И может быть, стоит в ближайшее время заняться этой проблемой. Подготовка к тому, чтобы изменить орбиты таких опасных метеоров, занимает не менее десяти лет. Астрономы могут защитить нашу цивилизацию – спасти мир!
— А без чего невозможно стать космонавтом или астрономом?
— Главное для космонавтов, астрономов, да и вообще людей науки – чтобы идея была. Когда она есть, ты не обращаешь внимания на все трудности, которые встречаются на пути.
— Как вы обычно проводите 12 апреля?
— Мы с друзьями вспоминаем людей, с которыми вместе работали. Вспоминаем то, чем мы занимались. Когда я пришел в 1958 году в космонавтику, уже был целый ряд старших товарищей, прошедших войну, которые уже строили космический щит. Может быть, именно благодаря ним мы так быстро запускали свои ракеты. Все образовалось не на пустом месте. Мои коллеги считают, что нас, все-таки, забывают. Наверное, это закономерное мнение тех людей, которые пережили какую-то историческую эпоху. Мы пережили космическую эпоху. Она уже не повторится. Все, что делал, к примеру, Королев – это было ново: новые аппараты, новые запуски. И когда что-то делается в первый раз – это милое дело. Я считаю, что я в этом отношении счастливый человек. Просто мне повезло.
Алсу ГАРАПОВА
Фото автора