Фраза,вынесенная в заголовок, была произнесена министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой сгодня во время визита в КФУ.

Необходимость введения этого предмета обусловлена астрономической безграмотностью россиян, о чем свидетельствуют последние данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), обнародованные его генеральным директором Валерием Федоровым в конце марта этого года.  Так, например,   четверть жителей нашей страны  убеждены:  Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот!

Мы поинтересовались у экспертов КФУ, что же они думают по поводу возвращения  астрономии в школу.  Высказать свое мнение попросили В.Сулейманова — авторитетного ученого-астронома, чье имя хорошо известно в мире; И.Григорьева – учителя, руководителя космического направления  Центра аэрокосмического образования, созданного три года назад по распоряжению Президента РТ Р.Минниханова,  и Ю.Нефедьева — профессора Института физики КФУ, который читает курс астрономии будущим педагогам  и повышающим квалификацию учителям физики. 


Валерий Сулейманов, старший  научный сотрудник ОpenLab  «Рентгеновская астрономия» Института физики КФУ, научный сотрудник Института астрономии и астрофизики Университета  г. Тюбинген (Германия).

— Я отношусь к возвращению в российскую школьную программу  астрономии неоднозначно. Если в школе есть человек, который ею увлечен, то, так или иначе, она там преподается. Хорошие учителя всегда находят возможность давать школьникам знания по астрономии в рамках своих предметов — физики, математики, географии, окружающего мира….Если учитель физики на уроках астрономии начнет  пересказывать учебник, то большой пользы от такого обучения, конечно, не будет.

Если урок  астрономии будет введен в выпускном классе, то ее изучение превратится  в профанацию. В 11 классе школьники думают только о том, как сдать ЕГЭ. Нужно преподавать астрономию ученикам младших и средних классов —  в этом возрасте  у детей силен интерес  к астрономии. Например, когда по географии проходят широту и долготу, то можно рассказывать про небесные координаты —  здесь очень четко прослеживается взаимосвязь. О строении Солнечной системы,  смене времен года, фазах Луны, затмениях рассказывают, насколько мне известно, на уроках  окружающего мира и сейчас. Конечно, знания по астрономии школьники получать должны, но стоит очень хорошо все продумать, прежде чем вводить этот предмет в школьную программу.

 


Игорь Григорьев, руководитель космического направления «Центра аэрокосмического образования» для школьников,  федеральный эксперт компетенции аэрокосмической инженерии JuniorSkills,выпускник КФУ:

— Введение астрономии в 11 классе в условиях современного ЕГЭ – это не очень продуманное решение, так как все силы школьники  тратят  на подготовку к сдаче ЕГЭ. По астрономии ЕГЭ нет, а значит, и особого внимания к этому предмету не будет.  

Я считаю, что курс астрономии должен быть интегрирован в ряд школьных предметов, как это делается у нас в школе.  В  11 классе школьники должны только обобщать полученные знания. Мой педагогический опыт показывает, что у детей есть четко выраженный пик интереса к астрономии, это 5-7 лет. Потом интерес падает. Поэтому знакомить с астрономией  можно начинать уже  в 1 классе.

Центр, которым я руковожу, является  партнером Объединеной авиастроительной корпорации и сотрудничает с Центром подготовки космонавтов, который, кстати,   наши ребята уже несколько раз посещали.  


Юрий Нефедьев — профессор Института физики КФУ, директор Астрономической обсерватории имени В.П.Энгельгардта:

— Несмотря на то, что астрономию из школьной программы убрали еще в 1991 году, будущим учителям физики она всегда преподавалась: и в то время, когда их подготовкой занимался педагогический институт, и сейчас, когда учителей физики готовит Казанский федеральный университет. Я считаю, что решение вернут астрономию в школы в качестве самостоятельного предмета, — правильное. Прекрасно понимаю, что среди моих студентов есть будущие учителя астрономии, и, придя в школу, они будут ориентироваться, в первую очередь, на мои лекции. Поэтому свой курс я построил таким образом, чтобы он был им полезен.

Кроме того, я веду занятия на курсах повышения квалификации учителей физики, объясняю, как нужно преподавать астрономию. Главное, чему необходимо научить школьников, —  отличать астрономию от астрологии, которая сегодня под нее очень хорошо маскируется. А для этого надо понимать, как устроена наша Солнечная система, что происходит во Вселенной. Школьники должны знать и о российских космических проектах, и, конечно, о космонавтах. Я убежден, что астрономия – это предмет, который не только дает знания, но и воспитывает в детях патриотизм. Поводов гордиться своей страной у нас предостаточно, только задумайтесь: Юрий Гагарин – первый космонавт, Алексей Леонов – первый, кто вышел в открытый космос, первый спутник на орбиту Земли тоже мы запустили, кроме того, в нашей стране создают лучшие космические двигатели, а российская космическая отрасль всегда была одной из лучших в мире!

,