К заведующему  кафедрой природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ Нафисе Мингазовой то и дело обращаются  за  советом представители власти, СМИ просят выступить экспертом, коллеги же  ею просто восхищаются.

Нафиса Мансуровна  — автор более 400 работ, 20 монографий и учебных пособий, организатор многолетних исследований в Поволжье и Абхазии, эксперт в области экологического проектирования и реабилитации нарушенных территорий и акваторий…

 

«Об Абхазии могу рассказывать бесконечно»

За  12 лет работы  в Абхазии ею и сотрудниками кафедры, а также  студентами и аспирантами было изучено более 70 водных объектов, обнаружены несколько эндемичных видов животных и растений, подготовлены десятки научных работ. «Когда мы приезжаем из экспедиции, первый вопрос, который мне задают: «Хорошо отдохнули в Абхазии? Если бы кто-то знал, в  каких жестких условиях мы там трудимся! – говорит Нафиса Мансуровна. — С утра до вечера исследуем водоемы, в том числе пещерные. Без выходных, время дорого. Купаемся в основном «по месту работы» — в холодных горных реках, ручьях, озерах, а не в теплом Черном море».

Это только на первый взгляд Абхазия – маленькая страна, а если поверхность ее гор «разложить» на плоскости, то окажется, что территория республики  —  гигантская! И сколько там  водных объектов, до сих пор не знает никто. Исследования будут продолжаться еще несколько лет, а потом выйдет серия монографий. К написанию первой «Типология и биоразнообразия водных объектов Абхазии» ученые уже приступили.

«Нам долгое время не разрешали работать на границе с Грузией, потому как никто не мог гарантировать безопасность. В прошлом году мы впервые стали проводить исследования на юго-востоке страны, в которой в 1992-94 годах бушевала война.  До 2008-го, когда была объявлена независимость Абхазии, там была очень напряженная обстановка, мы никуда не могли выехать без проводников с оружием», — вспоминает профессор.

 Сейчас Н.Мингазова, по поручению ректора И.Гафурова, занимается подготовкой договора о сотрудничестве между КФУ и  АН Абхазии. Кроме того, при ее участии недавно был заключен договор между Казанским университетом и Институтом биологии южных морей (Севастополь). На стадии обсуждения еще один договор  — с Улудагским университетом (Турция). В следующем году КФУ планирует отправить туда экспедицию.

«Когда водоемы  загрязняют, мне бывает физически больно»

Правнучка известного просветителя Каюма Насыри, мастер спорта по академической гребле, многократная  чемпионка России, а также защитница и дрессировщица животных – это тоже все она,  Нафиса Мингазова.  

В  юности она  занималась военно-спортивным многоборьем со служебными собаками. Своего дога школьница Нафиса сумела выдрессировать так хорошо, что они выступали на всероссийских соревнованиях.

Когда Н.Мингазова была первокурсницей биофака, ее случайно увидела тренер спортшколы, в которую ходила  ее младшая сестра, и пригласила заниматься академической греблей. Именно это событие сыграло решающую роль в ее судьбе. Во время тренировок на озере Кабан студентку, которая выбрала своей специальностью  охрану природы,   неприятно поразил водоем: «Грязь, сточные трубы, пятна нефти, всплывшие косяки  мертвой рыбы … Таким озеро было в 1981 году.  Благодаря Кабану  я  научилась чувствовать «боль» водоема. И всю жизнь теперь занимаюсь изучением, охраной и экореабилитацией озерных и речных экосистем».

«Сделал шаг назад – сделай десять вперед!»

Спортивные состязания и дрессировка собак  помогли выработать сильный характер, научили никогда не падать духом. Кроме того, свою роль сыграло воспитание. Мама Нафисы Мингазовой — внучка К.Насыри — была по образованию агрономом, работая учителем биологии, труда и домоводства, она создала в Казани пять замечательных садов на пришкольных участках. «Мне передалась ее любовь к земле. Тоже люблю сады, у меня легкая рука, все приживается. Вместе с соседями посадили во дворе нашего преподавательского дома много деревьев и кустов» — говорит эколог. Папа Нафисы Мансуровны был  инженер-конструктор, автор 17 «закрытых» изобретений для авиастроения, рано ушел из жизни.

В свободное время, кроме садоводства и помощи животным, ученый занимается созданием на кафедре музея экологии. Экспонаты – редкие раковины, живых моллюсков, растения — эколог привозит из разных стран, а все животные, обитающие в аквариумах, в том числе четыре черепахи, — «подкидыши». Одну из них выловили недавно в казанском озере.

Кабинет завкафедрой украшает коллекция лодок и кораблей  с алыми парусами!  Заметив мой недоуменный взгляд, она поясняет:

«Когда я училась в Голландии (у меня диплом международного эксперта по восстановлению водно-болотных угодий), то  жила на берегу озера. Однажды я заметила на фоне диска заходящего  солнца корабль с черными парусами. И только когда он подошел к берегу, стало  ясно, что паруса у него алые. Это произвело сильное  впечатление на всех, кто был на берегу, все почувствовали себя, как в сказке Грина. Историю эту я рассказала своим сотрудникам накануне предыдущего юбилея.  И была растрогана до слез, когда они подарили  мне на день рождения парусник,  паруса которого выкрасили ночью в лаборатории в алый цвет. Еще один подарок, который потряс тогда —  весло с первой лодки, на которой мы вместе с моей ученицей, ныне сотрудницей   Волжско-Камского заповедника, еще в 1983 году плавали, проводя исследования. На весле была надпись: «Попутного ветра не ждите: гребите, гребите, гребите!» Эти слова  по сути являются моим девизом. Я всегда стараюсь делать намного больше того, что от меня ждут. Коллеги даже шутят, что у меня две жизни и энергии на троих!».

 

.