В нашей республике 2016-й объявлен   Годом водоохранных зон.  В масштабной работе, которая  была начата весной, активное участие принимают ученые, студенты и аспиранты кафедры природообустройства и водопользования Института экономики, управления и финансов КФУ. О том, что уже сделано, и что планируется, рассказала заведующая кафедрой,  профессор  Нафиса  Мингазова.

 

— Нафиса Мансуровна, каким образом сотрудники кафедры оказывают помощь администрациям районов республики в благоустройстве прибрежных зон?

— Мы занимаемся созданием рекреационных зон на водных объектах республики. Около  20 объектов Татарстана были включены в программу Года водоохранных зон. Сотрудники нашей  кафедры работают сейчас на 4 объектах, а как эксперты и консультанты  осуществляют свою деятельность на всех  объектах, включенных в программу. Инженерно-экологические изыскания были проведены нами этой весной на реках Тюлячка (Тюлячи), Черная (Азнакаево), Миликеска, кроме того, на участке реки Кама в районе Рыбной слободы. Везде планируется создание рекреационных зон.

— Чем предлагаемое вами благоустройство лучше традиционного?

— Традиционно благоустройство понимается проектировщиками неэкологично, просто как спрямление берега, жесткое  берегоукрепление. Нередко при этом страдают кустарники,  ландшафт, это наносит вред животным. В  бурных спорах нам приходится доказывать, что  необходимо использовать экологичные материалы, ни в коем случае нельзя бетонировать берега небольших рек. Даже создание бетонированной велосипедной дорожки будет мешать поступлению поверхностного стока с территории водоема.

— Экологичное благоустройство предполагает создание, к примеру, площадок с тренажерами?

 — Создание тренажерных, детских, смотровых, театральных площадок, дорожек предлагают обычно проектировщики, а не экологи. Наша задача – предусмотреть, чтобы при их строительстве не были сильно нарушены условия поймы и ландшафта.  Берега малых рек, как правило, уже застроены до поймы, и что-либо проектировать в этих условиях сложно, потому что реки в паводок могут все просто размыть. Паводок этого года на многих реках, образно говоря, «внес коррективы» в предлагаемые архитекторами проекты.

— Что вы делаете, если  экология природоохранной зоны нарушена?

— Исправляем чужие ошибки. Например, в Рыбной слободе построена набережная  с жестким береговым укреплением. Эта бетонная набережная ограничивает доступ к воде. Мы сейчас занимаемся исследованиями с целью создания  в Рыбной слободе экологичных  зон, проектирования  пляжей. Кстати, когда мы работали там, над нами целый день летели гуси, и мы испытали настоящую гордость от того, что несколько тысяч этих птиц вернулись на родину! Ведь это мы занимаемся сохранением природных, водных объектов, которые являются местом обитания птиц.

— Легко ли работать с руководством районов?

— Сложно. Недавно проходило большое совещание с участием представителей администраций районов республики, посвященное Году водоохранных зон. Цель нашего выступления на нем была – разъяснить, что экологично, а что – нет.  Очень тяжело присутствующие воспринимали информацию о том, что подходы сейчас поменялись, что естественный ландшафт набережных необходимо сохранять, что благоустройство должно быть щадящим. Правильно то, что естественно!  Жесткие технические решения оправданы только на крупных водных объектах, если рушится берег.  А для чего бетонировать берега  крохотных  речек? Чтобы у них самоочищение нарушилось? Ведь прибрежная зона – это зона биофильтрации, там живут гидробионты, растения, которые фильтруют воду. К сожалению, сейчас и Казанка одевается в бетонные берега, а она малая река,  возможности самоочищения у нее небольшие.

Порой бывают очень жесткие дебаты с представителями администраций. Например, с руководством Тюлячинского района мы обсуждали проект целых 4 часа, все ушли с головной болью, а на следующий день встретились и сделали  проект гораздо более экологичным, чем он был в начале. Зато сейчас администрация этого района приглашает наших студентов приехать на практику. Поскольку у кафедры нет своей базы практики, мы с удовольствием рассмотрим их предложение, ведь в Тюлячинском районе много озер!

— Сотрудники кафедры принимали участи в выставке «Чистая вода. Технологии и оборудование», которая  проходила 17-20 мая в Нижнем Новгороде в рамках XVIII международного форума «Великие реки». Какие проекты вы  представили?

— Те проекты Года водоохранных зон в Республике Татарстан, участниками которых являемся. Мы второй год участвуем в этой крупной международной выставке. Экспозиция КФУ в этот раз находилась в самом центре выставочного зала. Стоит  сказать, что  мы были единственными, кто представил проекты и технологии восстановления озер и рек, а именно: восстановления гидрологического режима озера Лебяжье города Казани, восстановления казанского озера Чишмяле, нефтезагрязненных рек.

На выставке мы презентовали также нашу магистерскую  программу по направлению «Природообустройство и водопользование» (профиль «Урбоэкология»), направленную на экологическое проектирование, ландшафтное планирование и экологическую реабилитацию территорий и акваторий в условиях городов. Область эколого-ландшафтного проектирования и экореабилитации является одной из наиболее востребованных в мире, поэтому данное направление подготовки очень   важно.

Хочу особо отметить, что в таких крупных специализированных выставках просто необходимо  участвовать, чтобы иметь возможность демонстрировать разработки  КФУ и таким образом способствовать поднятию рейтинга университета!