«Моя работа посвящена изучению зоопланктона в водоемах Антарктиды на основании как современных исследований, так и палеоисследований, — рассказала младший научный сотрудник НИЛ палеоклиматологии, палеоэкологии, палеомагнетизма Института геологии и нефтегазовых технологий, аспирант кафедры зоологии и общей биологии Института фундаментальной медицины и биологии Гульнара Нигаматзянова. — Наши зарубежные коллеги достаточно подробно изучают зоопланктон данного региона, но еще никто не сравнивал, каким был планктон раньше и какой он сейчас, мы же стремимся решить именно эту задачу. На основании полученных данных можно будет предположить характер дальнейших изменений на территории Антарктиды».
Водоемы, которые попали в поле зрения ученых, изучены мало, поскольку проводить здесь исследования достаточно сложно из-за погодных условий: обычно экспедиция приезжает, берет пробы и уезжает. Но Гульнаре Нигаматзяновой, принимавшей участие в 60-ой Российской антарктической экспедиции (12.2014-02.2015), довелось провести в Антарктиде полтора месяца, и все это время велись непрерывные исследования. Забор проб проходил на водоемах, расположенных на территории оазиса Холмы Ларсеманн, где имеются сразу три станции: российская, китайская и индийская. «Безусловно, в таких условиях влияние человека на окружающую среду достаточно сильно, и мы смогли изучить, в том числе, и антропогенное воздействие на зоопланктон.», — поделилась Гульнара Нигаматзянова.
Таким образом, в настоящий момент исследователи имеют обширный материал для изучения, и сейчас они занимаются обработкой полученных данных. Предварительные результаты частично апробированы в выступлениях на конференциях, однако
«Мой интерес к изучению зоопланктона возник еще в студенчестве, — поделилась Гульнара Нигаматзянова. – Тогда моя научная руководительница Лариса Александровна Фролова, доцент кафедры зоологии и общей биологии ИФМиБ, посоветовала мне для курсовой работы взять тему, связанную с исследованием зоопланктона арктического региона – Якутии. Там резко континентальный климат, и в связи с этим было интересно посмотреть, как приспосабливаются живые организмы к таким условиям. С этой целью мне удалось поработать на одной из самых передовых научных полярных станций «Остров Самойловский» в рамках российско-германского проекта «Дельта Лены» в Якутии. Дальше появилась возможность съездить в экспедицию в Антарктиду, и, конечно же, я с удовольствием приняла в ней участие, тем более что теперь я смогу сравнить, чем отличается зоопланктон двух континентов».
На самом деле с уверенностью можно сказать, что зоопланктон, обитающий в таких суровых климатических условиях, отличается низким видовым разнообразием. Кроме того, за месяц – полтора, когда длится антарктическое лето, зоопланктон зачастую успевает пережить сразу несколько стадий: не только «начинает жить», но и проходит стадию линьки, размножается.
Ответы же на главные вопросы: «Как эволюционировал зоопланктон?» и «Какие изменения произойдут в Антарктиде дальше?» — еще только предстоит найти.