Главная цель учебного пособия «Журналистика для начинающих» – научить будущих журналистов гибко мыслить в меняющемся мире, привлекая для решения практических задач теоретические знания из различных областей профессионального журналистского образования. Руководители средств массовой информации формулируют требования к своим подчиненным, формируют социальный заказ, ориентирующий на ту модель профессии, которую они считают приемлемой сегодня. Но инновации в моделировании профессиограммы всегда направлены лишь на повышение эффективности производственного процесса, совсем не отменяя классической подготовки специалиста. Эта книга как раз и содержит в себе основную проверенную временем научно-теоретическую базу, необходимую для успешного вхождения в современный мир журналистики.

Учебное пособие «Журналистика для начинающих» расчитано как для абитуриентов и студентов младших курсов факультетов и отделений журналистики российских вузов, так и для тех, кому интересна журналистика как род деятельности.

Коллективный труд трех доцентов кафедры журналистики Казанского университета направлен на адаптацию школьников к взрослой жизни и мягкое преодоление кризиса подросткового возраста. Именно тогда у ребят возникает сильное желание быть или хотя бы казаться взрослым и самостоятельным. Выбор профессии в этот момент чреват спонтанными решениями, продиктованными протестным поведением. Излагая основы журналистской профессиональной деятельности, авторы исподволь готовят школьников к тому, что придется отвечать за свой сиюминутный выбор всю свою жизнь. Ведь журналистика – одна из сложнейших профессий и прежде всего потому, что берет на себя ответственность за социально-политическое, экономическое и нравственное развитие общества.

Содержание книги «Журналистика для начинающих» включает все элементы журналистского творческо-производственного процесса – от познания опыта предшественников до организации работы редакции и знакомства с особенностями функционирования российской журналистики в наступившем XXI веке.

Не претендуя на полноту освещения каждой из затрагиваемых тем, учебное пособие системно излагает материал, позволяя молодым читателям самостоятельно выстраивать причинно-следственные взаимосвязи между описываемыми фактами и явлениями, тем самым стимулируя их к аналитическому мыслетворчеству и междисциплинарному освоению журналистики как науки о коммуникации.

Шаг за шагом излагая профессиональные журналистские секреты, авторы не прибегают к намеренному упрощению текста, не «играют в поддавки» со своими читателями, а ведут разговор на равных. Главный принцип, который исповедуется в этом учебном пособии, может быть выражен так: вверх по лестнице знаний, рука об руку – учитель и ученик.

Авторы книги надеются, что их труд поможет выпускникам школ определиться с будущей профессией и правильно выбрать вуз, а студентам первого курса систематизировать свои представления о журналистике.

Издание приурочено также к 55-летию журналистского образования в Поволжском регионе, которое будет отмечаться в следующем году.

Книга поступила в продажу в ведущие магазины страны, передана в Научную библиотеку им. Н. Лобачевского. Подробнее ознакомиться с оглавлением учебного пособия можно на сайте издательства «Аспект Пресс».

Роман БАКАНОВ