«Здравствуй, мама! Пишу тебе из далекой Новгородской области, где сейчас стоит лагерь поисковиков. Мы находимся в лесу, спим в палатках, а днем ищем убитых на войне солдат. Ребята долго возятся в воронках, доставая из земли черепа и кости. От таких находок становится жукто. Здесь очень сыро, и идут дожди. Своего солдата я еще не нашел, но ты верь, что я оставлю след в поисковом движении…»
Эти строки написал в 1984 году студент Казанского университета Дмитрий Чумаченков. Вроде бы ничего особенного, письмо как письмо. Но в нескольких предложениях двадцатилетний паренек смог и уместить и свои чувства, и передать атмосферу палаточного лагеря поисковиков, и их настроение. Интересно, ведь время идет, давно нет СССР, а желание ходить в экспедиции, поднимать останки погибших солдат осталось.
Правда, сейчас это нужно молодым и пожилым людям. Первые считают своим долгом отдать дань памяти всем убитым в годы Великой Отечественной войны. Вторые еще помнят горе, похоронки, тяжелый труд до потери пульса… Они просят не забывать тех, кто кровью отстоял мир на земле.
Два раза в год объединенный поисковый отряд Татарстана выезжает в экспедиции на места былых сражений: в Долину смерти (Новгородская область) и «Невский пятачок» (Ленинградская область).
…Грунтовая дорога, местами переходящая в вязкое болото. Деревья так широко раскинули свои ветви, что ребятам то и дело приходится наклоняться или перешагивать кусты, чтобы не запутаться в них. По пути встречаются большие груды металла – остатки военной техники. Опытные ребята подсказывают новичкам, что это было. Но дорога заканчивается, и поисковики сворачивают в густую чащу леса. Смотреть надо в оба, можно напороться на сук и выколоть глаза, можно не заметить маленьких животных, которые, если на них наступить, могут покусать до половины отряда. Поэтому на ногах у мальчишек и девчонок болотные резиновые сапоги, повязки на головах, а за плечами и в руках – тяжелые рюкзаки и сумки: до ближайшего магазина отсюда километров десять.
Наконец, выбрано место для стоянки. Оно должно быть обязательно просторным и желательно без деревьев. После установки палатки и обеда старший по лагерю распределяет обязанности и обозначает фронт работ на экспедицию. И, как говорят поисковики, всем в бой! В бой с природой, которая всячески препятствует деятельности, заливая водой воронки ежедневными сильными ливнями, после которых зепля превращается в жижу, а ночью так подморозит, что маленькая лопата-«саперка» будет отскакивать от грунта, как от камня. И это – в середине мая! Что поделать – климат такой.
Ведут бой поисковики и с историей. В Долине смерти погибли более пятисот тысяч совестких солдат. Среди них самая многочисленная Вторая Ударная армия, которой командывал генерал Власов. До сих пор в школьных учебниках пишут, что он с подчиненными добровольно сдался в плен к немцам. А позже большинство русских перешло на сторону фашистов. Есть много интерпретаций этого рассказа. Но уже давно достоверно установлено: никакого предательства Родины солдатами Второй Ударной не было! Армия не сдалась, несмотря на то, что ее генерал стал предателем. Иначе кого поднимают молодые люди в том лесу? Немцев? А как быть с медальонами, в которых указано имя, отчество, фамилия солдата и его домашний адрес? Попадаются-то всегда русские!
Но вот вопрос: ради чего мальчишки и девчонки добровольно отправляются в экспедиции, работают в архивах, военкомтах, выступают перед школьниками и студентами других городов и сел? Что их удерживает в «десанте»?
«Снежный десант» – большая и дружная семья. Вряд ли кто будет отрицать, что эти люди занимаются по-настоящему благородным делом. Сейчас все настолько погружены в собственные проблемы, что даже удивительно, что кому-то хочется «окунуться» в чужие. Но ребят объединяет не только большое желание помочь тем, кто действительно это заслужил, но и удивительно сплоченный коллектив.
— Если наши выступления затронут за живое хотя бы одного пацана, то уже поездки можно считать результативными, – говорит сейчас уже бывший командир объедиенного отряда «Снежный десант» Андрей Макаров. – Если после этого какой-нибудь «гопник» задумается, что если вместо того, чтобы драться по подъездам или куртки с прохожих снимать, он хотя бы раз-другой с нами в экспедицию съездит, для меня такая результативность очень многое значит. Сам я в «Снежный десант» еще старшеклассником пришел, вслед за старшей сестрой. Уже почти семнадцать лет в отряде, и это помогает чувствовать себя человеком.
— Каждым нашим выступлением приходится растаптывать некий холодок настороженного отношения к нам в аудитории, – это слова Марии Руденко, теперь уже бывшего начальника штаба «десанта». – И вот чувствуешь, что обстановка в зале теплеет, что люди начинают тебе верить, сопереживать. И есть надежда, что после таких втсреч школьники будут относиться друг к другу лучше.
«А что я вообще могу сделать для стариков, переживших войну?» – таким вопросом задается каждый поисковик. И распахнутые, полные внимания и сопереживания глаза слушателей композиций агитбригады не забываются. Тем более если родственник фронтовика после работы поисковиков получил извещение о том, где погиб его герой, где захоронен. Это же святое дело.
«Снежный десант» восстанавливает не просто память, а доброе имя бойцам, он возвращает пенсии вдовам, которые не получали деньги по причине неведения военкоматами фактов службы их мужей. Это движение по сути вносит существенную позитивную поправку в историю войны. Я считаю, что ради этого стоит тратить силы, здоровье и время.
Ребята гордятся, что вместе с ними в экспедиции раньше отправлялись и ветераны Великой Отечественной, которые тоже не забывают о своем долге перед павшими в боях товарищами и помогают, чем могут. Теперь уже, увы, им не позволяет здоровье. А случается, что просто туристы становятся попутчиками. Но, поучаствовав в поиске, столкнувшись со страшной правдой о Второй мировой войне, с ее тысячами и тысячами до сих пор погребенных солдат, признаются потом, что просто «ходить в походы» уже становится неудобно, что тоже хочется получать моральное удовлетворение от полезного дела.
Однако несмотря на романтику дальних дорог, численность поисковых отрядов в Татарстане с каждым годом уменьшается. Мало приходит сюда новичков, чаще уходят опытные ребята. Причина проста – получив диплом о высшем образовании, они покидают и вуз, и поисковое движение.
Самые волнующие минуты для каждого «десантника» – время завершения экспедиций, когда удается с почестями захоронить найденные воинские останки, когда по найденным «смертным» медальонам удается отыскать родственников погибших и услышать искренние слова благодарности за это. А сколько пенсий удалось выхлопотать для вдов солдат Великой Отечественной по следу этих экспедиций? А сколь нужна людям многотомная республиканская Книга Памяти, которая пополняется все новыми и новыми фамилиями во многом в результате поисковой работы?! Не просто лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» движет этими ребятами. Он смысл своей жизни видят в конкретной реализации этой фразы.
Я полагаю, что как можно больше людей должны прикоснуться к той войне. Поработать в воронках по пояс в холодной воде, взглянуть на черепа, кости и вещи до сих пор не похороненных защитников Родины… Как плохо мы еще знаем историю Великой Отечественной. Нам надо проникнуться уважением к поисковому делу, к находкам, что почти семьдесят лет пролежали даже не на глубине, а чуть-чуть присыпанные землей. И никому кроме поисковиков до них и сейчас, накануне юбилея Великой Победы, нет дела. В 2014 году «Снежный десант» из Татарстана захоронил в братской могиле около сотни погибших на фронте героев. Сколько их уже лежит там за десятилетия святого труда – никто не считал. А сколько еще не найденных воинов, числящихся пропавшими без вести?
Часто экспедиции ребята оплачивают из своего кармана. Государство поддерживает их редко. Молодые люди достойны уважения, потому что сами находят средства и едут возвращать добрые имена солдат Великой Отечественной не по указке сверху, а по зову сердца.
Святое дело должно быть бесплатным?
Роман БАКАНОВ
Оригиналы фото опубликованы на этих ресурсах:
1. http://soc-life.ru/actions/5605c06e371fa/1286.jpg
2. http://img-fotki.yandex.ru/get/6402/45274921.3e/0_85505_475ff7fd_orig
3. http://www.kremnik.ru/node/424776
4. http://old-church.net/sites/default/files/u24/8.jpg