«Блогер vs журналист: кто круче?» – так называлась дискуссия, состоявшаяся некоторое время назад в Казани, на которую был приглашен автор этих строк. Суть дискуссии свелась к поиску ответа на вопрос: смогут ли блогеры заменить журналистов, и как скоро это произойдет?». Блогерам или «гражданским журналистам» – юношам и девушкам с оперативной реакцией, свежим взглядом, быстротой подачи информации и много зарабатывающим с помощью своих медиаресурсов, организаторы противопоставили работающих в традиционных СМИ журналистов. Их представили как людей, сильно ограниченных форматом и учредителем в освещении событий и социальных проблем, пишущим для малочисленной аудитории и получающим за свои тексты 500-рублевые гонорары. И пусть стороны не нашли ответа на вынесенный в название встречи вопрос (хотя Интернет-голосование показало двукратное преимущество блогеров), в медиасообществе Казани еще раз была предпринята попытка актуализации темы «кого сегодня можно считать журналистом». Дискуссия на эту тему пусть не активно, но идет.

На пленарном заседании состоявшейся 5-6 февраля на журфаке МГУ им. Ломоносова научно-практической конференции «Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы» было озвучено, что все российские СМИ производят в сутки около 400 тысяч сообщений. К большой численности зарегистрированных в России медиа нужно добавить и учесть продолжающийся у россиян рост популярности социальных сетей и видеосервисов («You Tube», «Rutube», «NewsTube» и других) с распространяемым там содержанием. Объем потребляемой через соцсети информации в масштабе страны определить невозможно.

Специалисты «Brand Analitics» занимаются регулярным мониторингом объема публикаций россиян в социальных сетях и на основании этого выявляют текущую популярность каждой из них. К примеру, по их данным, только в декабре 2015 г. жители нашей страны в возрасте 12-64 года оставили в самой популярной у нас соцсети «В Контакте» около 280 тысяч записей (не сообщений, именно постов)! Приплюсуем сюда посты, сделанные пользователями других входящих в российский Топ-5 соцсетей («Одноклассники», «Facebook», «Мой мир» и «Живой журнал»), получаем более 700 тысяч! Столько информации публикуется в месяц в российском сегменте социальных сетей и, судя по росту их популярности, можно предположить, что количество распространяемых сообщений продолжит увеличиваться.

 

В сложившихся условиях быстрого производства и распространения информации у молодых пользователей социальных сетей (особенно у начинающих журналистов) может возникнуть (практика показывает: и возникает) ряд соблазнов, которые могут сформировать им отрицательный имидж с точки зрения будущего работодателя. Их несколько, все предстоит изучить и осмыслить. Давайте рассмотрим три из них подробнее.

Соблазн первый: мобильные технологии дают возможность быстро прославиться. Действительно, существует немало людей, ставших известными благодаря своим сетевым дневникам или аккаунтам в соцсетях. Вернее, из-за содержания своих веб-ресурсов. Оригинальность контента, оперативность его подачи, критичность мышления привлекают аудиторию, побуждают ее на диалог с автором. Для блогеров большое количество посетителей их проектов тоже несет выгоду, включая финансовую. И вот читает такие дневники абитуриент или первокурсник журфака и складывается у него впечатление, что заставить людей обратить на себя внимание легко. Главное – придумать, как.

В результате в соцсетях то и дело появляются сообщения, претендующие на сенсационность. Например, ранним утром 18 февраля в Instagram студентка Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ опубликовала пост, в котором рассказала, что «только что» была приглашена понятой по факту убийства соседом сверху своей тещи. Сообщение содержало некоторые подробности кровавой расправы. Редакторы некоторых казанских online-медиа, видимо, поверив девушке, опубликовали эту «новость» со ссылкой на ее страницу. Рейтинга захотелось?

Только через несколько часов, когда сотрудники Следственного комитета обратились в редакции с просьбой уточнить распространенную информацию (в сводке происшествий этот факт не фигурировал), там задумались: случилось ли убийство? Тексты оперативно удалили, но с сайтов были перепечатки, их прочитали сотни или даже тысячи людей. Немного позже выяснилось, что пользователь соцсети придумал эту историю, чтобы узнать, сколько «лайков» она соберет и насколько быстро распространится в Сети или в СМИ Теперь девушке грозит ответственность за распространение ложной информации.

Если бы это был единственный случай публикации сообщений местными (да и не только местными) изданиями без их проверки…

Мощный поток информации, распространяемый так называемыми «гражданскими журналистами», требует от журналистов профессиональных все большего внимания и избирательности в отборе фактуры. Приходится уже неоднократно напоминать, а то и заставлять студентов выполнить базовое правило журналистики: перепроверять любую заинтересовавшую их информацию, а не только ту, которую они будут обрабатывать для распространения через СМИ. Отсутствие этого навыка и привычки аукнется им в первый же день редакционной работы подготовкой текстов, сведения в которых могут оказаться недостоверными. Их распространение может привести редакцию не только к конфликтам (в том числе и судебным) с ньюсмейкерами, но и потере ранее доверяющей этому масс-медиа аудитории.

Соблазн второй: да ну вас с вашей политикой-экономикой-социалкой, я буду развлекаться сам и стараться развлечь своих друзей. Психологи несколько лет назад выяснили, что уход в соцсети для некоторой части их потребителей – сознательное расставание с реальностью. Знакомство с «творчеством» самых рейтинговых блогеров показало, что они монетизируют именно развлекательный контент, часто пошлый, примитивный, содержащий нецензурную лексику. Это не журналистика, там нет социальных проблем.

Убежден: чрезмерное увлечение сетевыми «приколами» может отучить начинающего журналиста видеть проблемы современного общества, компетентно писать на разные темы. Окажется ли приспособленным к взрослой жизни такой инфантильный человек? Сможет ли он убедить читателя в чем-то серьезном? Не все в жизни идет через развлечения, и если все будут «окучивать» эту «борозду», то останется ли журналистика через 5-10 лет?

Происходящая в настоящее время унификация журналистких жанров постепенно приводит к тому, что в некоторых небольших (и, к счастью, низкорейтинговых) казанских редакциях уже не могут отличить заметку от отчета, репортаж от зарисовки. На наш взгляд, этому способствует «пресс-релизация» контента многих местных СМИ: публикуемые тексты очень похожи на пресс-релизы, пусть и слегка переделанные. Также и с форматом: развлечения аудитория, вероятно, способна найти сама, к журналистам она идет за качественной и разнообразной информацией. О чем серьезном сможет написать молодой автор, если ничего кроме «приколов» его не интересует?

Соблазн третий: в Сети я могу писать, что думаю, а в традиционных СМИ есть цензура. Что отдельная часть блогеров или администраторов пабликов соцсетей понимает под сочетанием «пишу, что думаю», показывает практика. В медиапространстве Татарстана за последний год участились случаи оскорблений журналистов через комментарии к публикациям, в пабликах. Аргументов там нет, есть желание подействовать на нервы. На анонимного критика в суд не подашь, на дуэль его не вызовешь. Для провокатора это –развлечение, которое можно в любой момент прекратить: серьезно оскорбив, удалить пост. Такое поведение не должно стать примером для подражания.

Уберечь студентов журфака (да и молодежь в целом) от этих соблазнов можно, формируя у них критическое, но конструктивное мышление, восприятие современного информпотока. Полагаю, что именно от роли личности преподавателя – наставника и «играющего тренера» – сегодня зависит подготовка профессионала, который работает на свое имя написанием качественных и интересных аудитории статей, а не сиюминутными провокациями и конфликтами, прикрываясь свободой Сетевого слова.

 

Роман БАКАНОВ

Оригиналы фото опубликованы здесь:

1. http://www.cosmo.com.ua/i/publications/22/310_233/D4y77z33.jpg

2. http://geeksclub.ru/10-priznakov-zavisimosti-ot-socialnyx-setej/

3. http://vrednoedelo.ru/drugie-zavisimosti/u-podrostkov.html

4. https://i.ytimg.com/vi/EIrSK7MeNRU/maxresdefault.jpg