Предполагаю, что одной из причин снижения уровня российской журналистики является слабое владение навыками анализа публикаций СМИ со стороны вчерашних студентов и их более опытных коллег. Считаю, что отсутствие привычки осмысления работы коллег довольно быстро приведет к снижению требований, предъявляемым журналистом к самому себе. О каком качестве журналистики в таком случае может идти речь?

 

Впечатление недели: цвет трусов «звезды»

Двенадцать лет веду занятия о студентами разных курсов журфака Казанского университета. Как-то раз в рамках дисциплины «Новостная журналистика» попросил ребят вспомнить, о чем они читали в прессе или что смотрели по телевизору на минувшей неделе. Какая новость наиболее запомнилась и чем? Молчание было мне ответом. Через минуту девушка с первого ряда, чуть покраснев, негромко молвила:

— Выяснилось, что у Димы Билана трусы малинового цвета…

Видно, что реплика далась студентке не без волнения. Сказано это было как бы между прочим, в надежде, что услышу только я, а не группа. Услышали все. Студенты смеялись громко, я же – про себя.

Прошу уточнить: откуда такие сведения. Ответ: «Желтая пресса пишет в Интернете». Ни автора, ни источник, ни дату публикации начинающая журналистска не запомнила. Слышала звон, но даже не потрудилась повернуть голову в его сторону.

Это задание я даю студентам часто. Стараюсь, чтобы они не бездумно «потребляли» тексты, а изучали творческий стиль того или иного автора, учились работе с фактами, умели пересказать услышанное. Со временем ребята привыкают к требованиям, пробуют более тщательнее подходить к выбору своей версии главной темы недели, участся сопоставлять данные, проверять их. Затем они сдают экзамен и многие благополучно забывают об элементарном анализе информации на достоверность. Каникулы им в этом помогают.

К сожалению, такие качества, как неумение (а порой и нежелание) учиться корректной работе с источником информации, ориентация на развлекательные издания, реалити-шоу, отсутствие интереса ко всему, что не связано с гламурной жизнью, присущи и студентам журфака КФУ. Радует, что не всем. Многие из них на старших курсах устраиваются работать в СМИ: информируя население, часто представляют только позицию государства. Порой складывается ощущение, что журналисты считают достойным освещения только то мероприятие, на котором побывали первые лица Татарстана.

Еще проблема: мало у кого из работающих студентов есть желание вникать в тему. С одной стороны, понятно: сегодня одно, завтра – другое. Где у корреспондента время, чтобы досконально все изучить? Необходима специализация. Но с другой стороны поверхностное восприятие проблемы журналистом может привести к искажению фактов при публикации материала.

Понимаю: кто платит, то и заказывает музыку. Понятия «формат издания» никто не отменял. Каждая модель информирования аудитории ставит перед журналистом определенные задачи, которые ему следует выполнять. Из разговоров со студентами выясняется, что даже к третьему-четвертому курсам половина учащихся не представляет себе «расстановку сил» на современном информационном поле как России в целом, так и Татарстана в частности. Происходит это из-за отсутствия интереса (а то и лени) студентов к постоянному изучению облика отечественной журналистики. Некоторые изучают его на практике, стучась в двери разных редакций, другие читают пресву в Интернете. Но есть и так называемая «серая масса» юношей и девушек, от которой не дождешься самостоятельного изучения прессы. Эти ребята будут работать только в рамках подготовки к зачету или экзамену.

 

Внимательно читать – тоже работа

На помощь приходит медиаобразование. В Российской педагогической энциклопедии читаю: «Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и др.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию реальной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств». В практике подготовки студентов-журналистов необходимо шире использовать наработки исследователей в данной области, чтобы: а) научить их самостоятельному анализу практики деятельности СМИ; б) изучая разные методы подачи информации, сделать так, чтобы ребята были готовы успешно работать в тех форматах, которые заданы современной журналистикой.

С 2006 года студенты четвертого курса отделения журналистики (теперь Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций) КФУ осваивают новую практическую дисциплину «Медийная критика». Как ее автор, я опираюсь на учебную модель «образование на материале прессы». В обучение включены не только теоретические сведения о цели, задачах, объекте и предмете медийной критики, ее функциях и видах, но и изучение, анализ многочисленных газетно-журнальных публикаций. Отдельное внимание уделяется журналистской критике в сети Интернет. Акцент в подаче материала сделан на телекритику, так как в федеральных газетах это направление медиакритики представлено больше других.

Первая практическая тренировка: провести самостоятельный мониторинг нескольких федеральных или местных изданий по выявлению уровня освещения определенной проблемы. На проверке выясняется, что большинство ребят могут собрать материал, но сделать анализ проблемы не в состоянии. На мой взгляд, происходит это не от того, что студентов не учили обобщать информацию, а потому что у многих из них нет привычки задумываться над качеством потребляемого контента. Кроме того, мало кто из учащихся регулярно читает качественные издания. Напротив, о чем пишут развлекательные издания, знают все. Видимо, студентов пока не волнует проблема информационных воздействий, каждое из которых имеет свою целевую аудиторию и четко обозначенный конечный результат. Так кто и каким образом манипулирует нами? Хорошо, если о манипулировании они вообще будут иметь представление.

Не в этом ли причина феномена, о котором говорят психологи: около 70% россиян не могут отличить обычную реальность от виртуальной, конструируемой СМИ и, главным образом, телевидением?

Вот и приходится снова напоминать студентам пройденные курсом ранее правила подготовки обозрения.

Уверен, что для формирования собственного информационного поля студент должен регулярно (не менее одного раза в неделю) читать как федеральные, так и республиканские газеты и журналы. Выбор должен обуславливаться, прежде всего, их политематической направленностью, стремлением представить как информацию, так и анализ событий федерального и международного значений. Надо знакомиться с источниками, издающимися разными организациями: государственными учреждениями, общественными группами, политическими партиями, отдельными гражданами.

В поле профессиональных интересов студента должны быть не менее двадцати общественно-политических федеральных печатных СМИ и не менее 7-10 газет и журналов республиканского масштаба. Изучать СМИ надо очень внимательно, сопоставляя точки зрения на проблему, представляемыми разными источниками. Покупать прессу не обязательно, каждое крупное издание имеет сайт в Интернете. Можно ли сформировать собственную точку зрения на ситуацию, если узнаешь о ней только из одного или двух источников? Можно, но в таком случае не стоит считать ее полной и, по возможности, объективной.

Анализ медиатекстов на первых порах рекомендую проводить по целому ряду вопросов. Вот некоторые из них:

— В чем заключается главная проблема, которую анализирует автор?

— Как бы вы сформулировали стратегическую и тактическую цели исследуемых публикаций?

— На какую аудиторию направлен данный материал или рубрика?

— Какова социальная проблема, содержащаяся в тексте?

— Какие факты / комментарии, присутствующие в тексте, ранее сообщались в этом или других СМИ, а что публикуется впервые?

— В чем вы согласны / не согласны с автором?

Это сложная работа: анализировать медиа. Но где, как не на занятиях в университете, студентам учиться исследовать «повестку дня» различных СМИ? Наивно думать, что жизнь заставит их самостоятельно изучать контент СМИ в рамках профессиональной деятельности. Вряд ли. Поступив на работу в редакцию, репортеру придется искать информацию, чтобы прокормиться. Останется ли у него время для основательного анализа прессы?

 

Это лекарство в аптеке не купишь

Учить анализировать медиа необходимо не только будущих журналистов, но и каждого человека. Одной из форм обучения медиаграмотности должна стать медиакритика – новое для российской журналистики направление, призванное всесторонне исследовать деятельности СМИ. Сейчас во многих ведеральных (и некоторых региональных) газетах существуют рубрики, авторы которых изучают телеконтент и тенденции современного телевещания. К сожалению, телекритикой пока все в федеральных изданиях и ограничивается. Надеюсь, со временем появятся радиокритика и критика печатных и online-СМИ.

На занятиях по медиакритике мои студенты проходят стиль ведущих критиков ТВ: И.Петровской, Ю.Богомолова, А.Вартанова, С.Тарощиной и других авторов. Учащиеся внимательно анализируют их выступления и, используя эти примеры, пишут свои первые реплики или мини-рецензии на медиатексты. Право студента выбрать, что станет преметом исследования его материала. Предупреждаю всех: пишите только о той передаче или тексте, которую вам было интересно смотреть (читать). Критерии, по которым следует «препарировать» произведение, изучаем на отдельной лекции. За отведенное на практические занятия время (октябрь – декабрь) каждый студент должен сделать анализ СМИ в трех разных жанрах критики. Часто с первого раза у ребят получаются только реплики, но учащиеся примеряются к рецензии, обозрению, статье. Как правило, для работы в таких сложных жанрах им не хватает фактуры, знаний тенденций и принципов вещания современного ТВ. На обсуждениях самостоятельных работ выясняется, что студенты иной раз слишком строги к авторам передач. Еще из типичных ошибок четверокурсников назову назидательность (велик соблазн поругать работников СМИ), отсутствие достаточных оснований для выводов, не соблюдение баланса между выявленными положительными и отрицательными сторонами. Ошибки совершаются от отсутствия у ребят опыта анализа медиатекстов.

За каждое выполненное задание студент получает баллы. Если в семестре он вовремя сдаст пять качественно выполненных самостоятельных работ. То зачет получает «автоматом». Свои тексты учащиеся могут предложить к публикации в СМИ. Обращались туда, но местной прессе это не нужно. Выручает Интернет, где есть форум http://www.tv-kritik.ru/forum/. Там размещаем студенческие работы, которые комментируются другими пользователями ресурса.

Итак, я считаю, что умение корректно критически осмыслять тексты СМИ – одно из профессиональных требований к современному журналисту. Он долен уметь видеть работу коллег, анализировать ее и перенимать у них лучшее. Учить аналитике необходимо со студенческих лет. Не надо ждать, пока происходящие в журналистике процессы осмыслит наука, доверьте это право медиакритике. Развивайте ее, приобщейте к ней начинающий журналистов. Поддерживаю тех коллег, кто считает, что при условии соблюдения правил корпоративной «игры» это направление может стать для прессы лекарством от необъективности и «передергивания» фактов, которое не купишь в аптеке.

Роман БАКАНОВ 

Оригинал фото на: 1.  http://xn--80aawbjbcxidlwe.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/07/9-630×220.png

2. http://islam.ru/sites/default/files/files/ti_ne_prav.jpg

3. http://www.pcsu-ca.ru/wp-content/uploads/2013/09/Uffici-Stampa.jpg