4 мая исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося математика, участника Великой Отечественной войны, удостоенного ордена Красной Звезды, Анатолия Васильевича Дороднова. В 70-х годах прошлого столетия он на протяжении пяти лет возглавлял кафедру алгебры Казанского университета, был учеником основателя Казанской алгебраической школы Николая Чеботарева.
Деятельность в Казанском университете
В Казанском университете по сей день чтят память своего выпускника Анатолия Дороднова. В начале июня на кафедре алгебры и математической логики КФУ состоится вечер памяти, который посетят родственники и ученики математика. Прозвучит доклад о научных достижениях Анатолия Васильевича и воспоминания о математике. Ожидается присутствие внучки ученого Александры Глушковой, работающей на Татарстанской таможне, которая бережно хранит документы, свидетельствующие о нелегком жизненном пути своего деда.
Вся профессиональная деятельность А.Дороднова была связана с кафедрой алгебры, на которой он работал в должности доцента до выхода на пенсию в 1983 году. С 1964 года исполнял обязанности заведующего, а с 1971 по 1976 год был заведующим кафедрой. В связи с бурным развитием и внедрением вычислительной техники в те годы, возник спрос на специалистов, способных работать на новой технике и знающих теорию программирования. Необходимо было создать новые учебные курсы и согласовать их с классическими математическими дисциплинами. Эту большую работу кафедра алгебры провела под руководством А.Дороднова/
Достижения на ниве математики
Перу Анатолия Дороднова принадлежат труды по теории алгебраических функций, приложениям Галуа к геометрическим задачам на построение. Он первым в мире получил полное решение проблемы квадрируемости круговых (гиппократовых) луночек при помощи циркуля и линейки.
«Анатолий Дороднов — ученик выдающегося казанского алгебраиста Николая Чеботарева. Он продолжил его исследования по теории алгебраических функций и внес вклад в теорию подполей поля алгебраических функций одной переменной», — рассказал профессор кафедры алгебры и математической логики КФУ, доктор физико-математических наук Сергей Тронин.
По словам профессора, А.Дороднов вошел в историю математики как человек, получивший окончательное решение задачи древнегреческого математика Гиппократа (V век до н. э.). «Две с лишним тысячи лет люди пытались решить эту классическую задачу, и только Анатолию Васильевичу удалось это сделать. Результаты были опубликованы в докладах Академии наук СССР», — отметил собеседник.
По мнению профессора, который также был учеником Дороднова, Анатолий Васильевич для Казанского университета — знаковая фигура, неотъемлемая часть истории вуза. «Для нас он был моральным и научным авторитетом», — подчеркнул Сергей Тронин.
Подвиг в годы Войны
Личность и жизнь Анатолия Васильевича заслуживает памяти не только благодаря его математическим достижениям, но и мужественным действиям на фронтах Великой Отечественной войны.
После защиты диссертации Анатолий Васильевич был оставлен на кафедре алгебры Казанского университета для преподавательской работы. Однако 6 мая 1941 года был направлен на переподготовку в Томское артиллерийское училище, а с 8 июля 1941 года участвовал в боевых действиях.
Войну он начал под Таллином, затем воевал под Ленинградом, несколько раз был ранен. А 17 июля 1942 года в бою под городом Пушкин заместитель командира батареи А.Дороднов был ранен очень тяжело, больше семи месяцев лечился в госпитале и в феврале 1943 года был комиссован, признан инвалидом 2-й группы и демобилизован из армии. За боевые заслуги А.Дороднов был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени и несколькими медалями.
После выхода из госпиталя Анатолий Васильевич уехал в родное село. Его семья — жена и двое детей — перебралась в Усолье еще раньше. В Усольском сельхозтехникуме супруги преподаватели математику и физику. После войны Анатолия Васильевича вновь пригласили на работу в Казанский университет. Всю свою жизнь он проработал в Казанском университете на кафедре алгебры.
Выдержки из автобиографии
О тех страшных военных днях своей биографии А.Дороднов рассказал в своих воспоминаниях, написанных им в августе 1944 года, когда до победы оставалось 9 месяцев. Сегодня эти бесценные строки из прошлого хранятся в доме внучки ученого Александры Глушковой.
Приводим выдержки из автобиографии Анатолия Васильевича, позволяющие окунуться в те страшные военные времена:
«… На ленинградском шоссе у деревни Лопухинки нам приказали встать на прямую наводку против танков. Но танки на нас не пошли, зато немецкая пехота окружила. Вечером потеряли связь с полком. Командир батареи решил выходить из окружения. Дорога — лесная тропа. Решили попробовать. Отдав приказание о снятии с позиции, комбат уехал вперед искать дорогу. Когда мы с орудиями тронулись с места, на нас налетели три мессершмитта и обстреляли из пулеметов. Замполитрука убило, четыре человека ранило. Убило три лошади и две ранило, которых тоже пришлось пристрелить.
Но тут неожиданно появились наши самолеты и завязали бой с мессершмиттами, которые намеревались сделать второй заход. Пользуясь этим, мы запрягли верховых лошадей в орудия и, помогая, сами ускользнули в лес. Ночью по нам ударил миномет: убило одного, троих тяжело ранило. Не желая бросать орудия, мы медленно передвигались по грязной лесной тропе. Наконец подошли к деревне, которая горела. Около нее на дороге стояло орудие и зарядный ящик с убитыми лошадьми в упряжках. Мы узнали, что это орудие соседней батареи нашего дивизиона, уехавшего вперед нас. Послали разведку, но их обстреляли из пулемета. Обогнули деревню и выехали огородами и переулками на шоссе. Тут встретили разведку из 119 соседней дивизии, дальше путь был безопасен. Итак, в этот раз ушли, удалось сохранить материальную часть, наши пушки.
Так мы с августа 1941 по 17 сентября 1941 года находились в маневренном бою. Затем нашу дивизию перебросили в Ленинград. Там мы переформировались: наша 9-ая батарея стала 2-й. 1 октября мы встали в оборону в предместье Ленинграда в районе Колпино. Здесь опять выезжал два раза на прямую наводку: сбивать наблюдательные пункты немцев. Здесь был легко ранен и легко контужен, но с позиции не уходил. 23 марта 1942 года, будучи замкомандира батареи, прямым попаданием немецкого снаряда в блиндаж был снова ранен и контужен. После месячного лечения в стационаре полка вернулся старшим батареи.17 июня 1942 года при артиллерийской дуэли у г.Пушкина был тяжело ранен…».