Доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и кафедры подготовки учителей Техасского университета в Эль-Пасо (США) Мурат Чошанов стал одним из участников Международного форума по математическому образованию в КФУ. Проведение форума приурочено к 225-летию Николая Лобачевского — великого математика, вся жизнь, административная и научная деятельного которого связана с Казанским университетом.
Мурат Аширович Чошанов родился, вырос и получил образование в Туркменистане, защитил кандидатскую и докторскую диссертации в Казани, в настоящее время живет и работает в США, преподает в Техасском университете с 2000 года. 18 октября в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ профессор Чошанов встретился со студентами КФУ и участниками Международного форума по математическому образованию. Тема выступления спикера — «Математика — интеллектуальный бренд России». В интервью Единому информационно-издательскому центру КФУ гость рассказал, почему математику можно считать интеллектуальным брендом России и как ЕГЭ снизило общий уровень образования в стране.
«После беседы со студентами КФУ мне хочется, чтобы у них возникла гордость, потому что в России математика является чем-то большим, чем просто дисциплиной. Это что-то на уровне «торгового знака», — считает профессор Чошанов. — Но когда мы говорим «математика», мы подразумеваем и программирование».
«Математика в России — это особый предмет. Большое видится на расстоянии, и я это чувствую, находясь в США уже с 1998 года. На Западе в России видят не только страну, где добывают нефть и газ, а по улицам ходят медведи, но возникают и приятные образы, связанные с интеллектом людей и математикой, в частности», — считает собеседник. По его словам, в XVIII веке, когда в Санкт-Петербургской академии наук по приглашению работал Леонард Эйлер, один из крупнейших математиков, впервые заговорили о России как о стране, где математике уделяется серьезное внимание. В XIX веке имена наших известных математиков Лобачевского, Чебышева прогремели на весь мир. А в XX веке целая плеяда отечественных математиков прославляла страну, получая престижные награды и премии — Новиков, Окуньков, Перельман, Смирнов и многие другие.
«Это не просто имена, призы и медали — за ними стоит интеллектуальный потенциал. И очень важно этот потенциал не «разбазарить». Легко заявить, что математика — это наш бренд, но его надо подкреплять конкретными, четкими действиями», — подчеркнул собеседник.
По словам Чошанова, его порадовало недавнее заявление Президента России Владимира Путина на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи, который заверил, что Россия предпримет определенные шаги для возвращения на Родину уехавших за границу отечественных ученых.
«Чтобы, например, меня выдернуть и сказать: «Возвращайся», надо хорошенько подумать, куда я должен вернуться и что я буду здесь делать. Потому что условия совершенно разные, и не только финансовые. Я уехал в США не только из-за финансов — в России я не чувствовал востребованности и того, что могу реализоваться в предоставленных условиях, — признался он. — В России нужно создавать условия, чтобы мозги не утекали, а притекали, и это задача государственной важности и воли».
Профессор Чошанов отметил, что его тело работает в США, а душа живет в России. Однако сейчас он не видит для себя перспектив возвращения для работы в Россию.
Ученый согласен с новоизбранным президентом РАН Александром Сергеевым в том, что суммарный интеллект российской нации падает. Одной из причин, по мнению профессора, стало введение системы ЕГЭ. «Важно не растерять интеллектуальный потенциал. По сравнению с советским периодом, мне кажется, математическое образование в новой России уступает свои позиции. Здесь можно выделить сразу несколько факторов и один из них — ЕГЭ. Буквально в самом начале зарождения системы ЕГЭ в России, зная опыт проведения тестирований в Штатах, я предупреждал: «Не делайте этого», проводил встречи с московскими коллегами по этому поводу. Мы затрагиваем очень важный элемент образования — систему оценки. Если подойти к вопросу немного не продумав связи этого элемента со всей системой, можно напортачить. И в итоге мы напортачили. Один измеритель, возведенный в ранг абсолюта, подрывает все основы обучения. Потому что происходит натаскивание, забывается логика предмета, фундаментальность. К чему все это ведет — мы знаем. Прежде всего, общий уровень образования снижается. Уровень обученности школьников стремительно падает, когда логика предмета подменяется натаскиванием на тест».
По мнению профессора Чошанова, преподаватель XXI века должен, в первую очередь, быть лидером, повести за собой учащихся, знать, как сформировать обучающую среду. Он убежден, что педагог должен переходить к подходу «инженерии учения».
«Мы должны обращать внимание на то, что нужно ученику, чтобы обеспечить ему успешную среду учения. Сдвиг парадигмы должен заключаться в том, что от преподавания мы должны переходить к учению в плане организации образовательной среды в широком смысле слова», — отметил он.
Ученый рассказал, что с Казанским университетом у него давние связи. В 2010 году он как американский ученый приезжал в Казань по программе «Фулбрайта». А в 2014 году приезжал в КФУ на месяц координировать исследования, которые вылились, в том числе, в публикации в престижных журналах и выступления на международных конференциях.
«Участие в Международном форуме по математическому образованию является логическим продолжением хороших отношений с Казанским университетом», — резюмировал он.