В общем, подрисовывает к уже сформировавшейся ещё в школе 17-18 летней личности недостающие элементы уже в университете. Как бы не хотелось это признавать, но если ты и отвергал, поступая на ненавистный тебе экономфак, в себе бухгалтерско-клерскую сущность, то спустя 4 года ты «застукаешь» себя в киоске за сделанным выбором в пользу делового журнала, а не привычного доселе «Дилетанта».
И этим сформировавшимся химикам, программистам, филологам, разбившимся по группкам, потом зачастую не так просто взаимодействовать с представителями других профессий. Поэтому, например, юристу сложно понять педагога. Другие приоритеты, несколько другое мышление. На 11 Герценовском молодежном форуме, проходившем в Санкт-Петербурге на базе РГПУ им. А.И. Герцена, собрались не только педагоги, но и представители студенчества других направлений, вузов и городов, однако акцент был задан на образование и воспитание. В рамках форума был проведён конкурс социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании», где как раз и встречалось недопонимание меж представителями профессий. Будущему экологу было непонятно, почему на защите жюри, состав которого в большей степени был представлен педагогами, интересовало в большей степени, какими личными качествами обладают участники команды, реализующие проект, нежели сама концепция, однако, например, будущий HR-менеджер понимал бы важность этого вопроса.
Хоть частью «МИО» были не только студенты-педагоги, но большинство всё-таки было за ними, и атмосферу, и основной тон задавали именно они. Создавали ощущение дружественной атмосферы: так в первый же день форум привил к себе эту ассоциацию, когда на палубе теплохода участники пели наперебой «Районы-кварталы» и «Я люблю тебя до слёз». И не давали, например, студентам КФУ, которые могли похвастаться достойными социально значимыми проектами, представленными на форуме (медиа-проект Include и «Юридический Форт Боярд»), но не педагогическим образованием, чувствовать себя неуютно.
РГПУ — семья, у каждого члена которой есть педагогическая жилка, даже если он учится на лингвиста или экономиста. Каждый готов взять на себя ответственность, каждый принимает всё близко к сердцу, каждый норовит поруководить кем-нибудь и считает своё мнение авторитетным. Поэтому некоторое жюри на публичной защите проектов, сталкиваясь с высказывание, несоответствующим его представлению о том или ином объекте, принимало это за агрессию, плохой тон и засчитывало как упрёк в свою сторону. К счастью, здесь обошлось без конфликтов, т.к. на площадках работали опытные модераторы-психологи, направляющие на путь истинный как жюри, так и участников.
Наименования же номинаций и площадок, на которые были распределены участники, отсылают к школе, детской психологии: «Синяя птица», «Веер инициатив», «Вместе дружная семья» и др. «Легкомысленность» в формулировках, которая порождала несущественные, но всё же проблемки: в рамках номинации «На злобу дня» был представлен серьёзный проект, связанный с взаимодействием преподавателей и незрячих студентов в процессе обучения, и тут же рядышком оправдывали необходимость создания информационного центра на факультете. Никто не говорит о том, что информационный центр не является социально важным объектом, но сравнивая с первым проектом, он выглядит как минимум незначительно и необоснованно.
«МИО» не только заслушивал проекты, но и пытался обучить своих участников его реализации и генерированию. Причём в экстренном режиме. За один день. Точнее за 5 часов. Разобрав должностные обязанности (инициатор, фотограф, креативный деятель и т.д.) в команде, участники должны были прописать полную концепцию проекта, оценить риски и возможности, собственно, реализовать акцию/опрос на улицах Петербурга и затем предоставить отчёт, при этом каждый этап должен был сопровождаться презентацией. Неудивительно, что из-за жёстких временных рамок уникальность проектов была упущена: не покидало ощущение, что где-то ты это уже слышал, и акция «Конфета за сигарету» уже и в провинциях года 3 как успешно проходит. Но задачей этого дня форума не было получить свежие идеи инновационного характера. Основная задача — получение на выходе ребят, не боящихся воплощать свои задумки, чтобы в их головах осталось понимание того, что реально и за 5 часов пройти все этапы реализации проекта.
Каждый вечер организаторы четырёхдневного форума щедро отводили время на развлекательную программу: и посещение театра «Зазеркалье», и экскурсии по Петербургу, и прогулки по Неве. Что дало свои результаты: юристы-экономисты-программисты пришли к взаимопониманию с педагогами, а они, в свою очередь, стали ближе к понятиям и культуре других специальностей.
Кудряшова Кристина, редакция «Include»