Теледива, которая с самой юности блистает на телевидении. Ведущая самой лучшей образовательной программы для детей «Самый умный». Эта женщина называет себя «телевизионным животным» и на данный момент является генеральным продюсером телеканала «Матч ТВ». Неподражаемая Тина Канделаки встретилась с будущими коллегами – студентами Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ и ответила на их вопросы. Приводим некоторые выдержки со встречи.
Вы увлеклись спортом, когда стали генеральном продюсером «Матч ТВ», или стали им, потому увлекались спортом всегда?
— Я любила 2 вида спорта. Это бокс, потому что в Грузии очень его любят, и поэтому я с детства была заложником того, что родители смотрят бокс. Но и футбол для Грузии – это просто религия. И как любая грузинская женщина я была влюблена в эти два вида спорта. Но у меня никогда не было претензий на то, что «Знаете, я прекрасно разбираюсь в спорте, поэтому меня назначили на «Матч ТВ». Есть огромное количество разбирающихся в спорте людей, но они никого отношения не имеют к телевидению, потому что мало знают, что оно делает. Не обязательно знать спорт, как аналитику или эксперту. Для этого у нас есть большая группа аналитиков, которые одержимы спортом. А моя задача заключается в том, чтобы аккумулировать самых талантливых людей, которые готовы работать на канале, дать им возможность проявить себя, и двигать этих людей.
Что влияет на рейтинг телеканала и есть ли какие-то планы для завлечения и удержания зрителей?
— Что касается рейтингов телеканала «Матч ТВ» – это как сборная Россия по футболу. Все знают, когда надо тренировать сборную России по футболу, но результат от этого не меняется. Так же с нами, все знают рейтинги телеканала «Матч ТВ», но так хочется, чтобы кто-то хотя бы углубился, о чем говорят, цены бы не было. Локомотивом являются трансляции, чемпионаты по волейболу, регби. А Лига чемпионов, Лига Европы, матчи английской премьер лиги?! Внутренний спорт не популярен. Если трибуны и стадионы забиты, то люди смотрят это по телевизору, а когда трибуны пусты, то с чего вы решили, что кто-то будет смотреть. Отсюда прямая связь с рейтингами. Должна быть огромная комплексная программа. Все должны быть увлечены изменить ситуацию со спортом в стране. Министерство спорта РФ, вице-премьер РФ, начиная со школьного образования и заканчивая воспитание болельщиков. Дети не ходят на уроки физкультуры, а потом мы удивляемся, почему у нас на стадионах нет зрителей. Телевидение – только отражение, и мы стараемся отражать иногда даже лучше, чем дела обстоят на самом деле. А Кубок Конфедерации для нашей страны колоссальный импульс.
Как «Матч ТВ» выбирает комментаторов на конкретные футбольные матчи?
— Валерий Георгиевич Карпин – тот самый человек, который распределяет комментаторов на футбольные матчи. Очень сложно и тяжело быть хорошим комментатором. Я ушла из ведущих, потому что когда овладеваешь определенным словесным конструктором, у тебя есть определенное количество приемов, и в тот момент тебе можно больше не развиваться. Я могла бы быть лучшей ведущей в стране еще лет 20, пока я нормально выгляжу, а дальше по бесконечности, потому что пластические технологии и в 70 дают возможность выглядеть хорошо. Но я ушла, потому что поняла, что перестаю развиваться. Когда занималась в жанре интервью, то переговорила со всеми по 2 и 3 кругу. И я стала себя ловить на мысли, что готовлюсь не так тщательно как раньше, и могу провести интервью с любым человеком. Комментаторы тоже имеют свои особенности, ты понимаешь, что можешь уже особо не готовиться, потому что обладаешь багажом знаний и опыта, который позволяет тебе рассуждать о том, что видишь на картинке. Вот Валерий Георгиевич готовится комментированию за сутки. Очень подробно, очень детально, очень профессионально, и того же он требует от комментаторов.
Прокомментируете, пожалуйста, слухи по поводу увольнений на телеканале «Матч ТВ».
— Наша большая победа, что наш телеканал обсуждают так, как не обсуждают ни один другой. Но надо оперировать фактами. Если у вас есть количество сотрудников, которых уволили, и они лично к вам пришли и пожаловались, то дайте этот список, я про каждого отвечу. Законы федерального канала очень жестоки. Я – Тина Канделаки, ведущая программы «Самый умный». Ни до, ни после, ни во время лучшей программы для детей нет, но ее закрыли. СТС так посчитал нужным и, к сожалению, в мой адрес не писались письма, не встал народ, не пришли родители. Так устроено коммерческое телевидение. Проекты рождаются и умирают, меняются команды. Но я об этом не жалею. Потому что отдала место другим людям, которые стали создавать другие проекты, востребованные телеканалом СТС.
Каковы тенденции развития киберспорта и будет ли «Матч ТВ» дальше развивать это направление?
— Я была недавно на ВТБ-арене, и у меня впервые там появилось ощущение, что киберспорту в стране быть! Это самая большая арена в мире. И вот сейчас начинаются международные чемпионаты мира по киберспорту. Это космос! Но он требует инновационного освещения, ведь нужно показать так, чтобы людям, которые в этом не участвуют, было интересно смотреть. Я большой фанат этого спорта и сама играла, и поэтому привлекла эту идею на «Матч ТВ». Когда представили игроков, то я увидела накаченных молодых людей, которые следят за своим здоровьем. Молодежь интересуется легионерами, английской премьер-лигой, киберспортом, и мы решили этот тренд развивать. С появлением этой кибер-арены появилась возможность сделать большое шоу. Мы уже показывали турниры и на этом не остановимся. Добавлю, что спортивное телевидение до появления «Матч ТВ» молодежь не смотрела.
Большой спорт начал создавать киберспортивные команды для футбольных клубов. Как Вам кажется, это сиюминутное увлечение или уже через 5 лет за кибер-«Спартак» мы будем болеть больше, чем на реальном футболе?
— Не согласна. Когда мы говорим про киберфутбол, то он все равно базируется на реальных личностях, т.е. вам же интересно играть, когда чувствуете себя Ибрагимовичем. Вы играете как конкретно кто-то. Футбол для меня – древнегреческое ристалище, которое поставляло легионеров, имена которых остались на века. Футбол – это генератор мужчин-героев в огромном количестве. И, конечно же, киберспорт будет идти за футболом. Пока роботы не победили, реальный футбол в безопасности.
У Вас есть эксклюзивные проекты с Татарстаном, может не связанных с телеканалом?
— Нет, я кроме телеканала «Матч ТВ» ничем не занимаюсь. Это одно мое место работы и если физически захочу что-то сделать, то просто не смогу. Работа занимает 24 часа моего времени.
При всех тех инновациях, которые Вы применяете на телеканале «Матч ТВ» в процессе освещения самых крупнейших спортивных событий, самые топовые трансляции уходят на другие каналы. Можем ли мы ожидать в ближайшее время, что ситуация изменится и крутые трансляции придут на «Матч ТВ»?
— Когда я пришла туда, это была данность. Я разделяю ваше, как болельщика мнение, что хватит смотреть спорт там, где его показывают не только во время трансляции, когда она начинается и когда она заканчивается, а когда о нем языком разных жанров рассказывают постоянно. Если бы многие журналисты вместо того, чтобы искать пятна на «Матч ТВ», объединились и больше писали о том, что весь спорт должен быть на этом телеканале, то для индустрии было пользы гораздо больше. Я оптимист, я верю, что еще повезет.
«Матч ТВ» начал сотрудничать с Артемом Нечаевым, с парнем, который пробился через YouTube. Планируется ли показывать еще какие-то YouTube-форматы?
— Мы ищем. Этот формат предложен сильными, продвинутыми, молодыми, одержимыми и безбашенными ребятами. Мы хотим подобное видеть в эфире, но дальше очень многое зависит от коллег, которые это производят. То, когда вы были на YouTube, — одно. Когда в телевизоре – работать над контентом программы надо втройне. Вот если коллеги будут телевизионно развиваться, то они будут достаточно долго в эфире. Но это сложно, все-таки YouTube и его прелесть заключается в том, что там ты не ограничен огромным количеством обязательств. Сегодня не набрал 1000 просмотров, но, может быть через месяц, наберешь. А у нас рейтинги приходят каждый день, поэтому закон просмотра меняется. Если сегодня передача прошла и ее просмотрели ограниченное количество людей, то мы должны от таких проектов отказываться.
В своей жизни Вы выдержали большое количество критики, удалось ли Вам выявить, что-либо конструктивное из нее?
— Конструктивное одно – нет невозможных вещей в жизни. Мухаммед Али сказал: «Невозможное – это всего лишь слова, за которыми прячутся маленькие люди». Мне всегда говорили после падения, что невозможно больше подняться, а после взлетов говорили, что невозможны такие взлеты. Это «невозможное» меня сопровождало на протяжении моей сорокалетней жизни. Но это всего лишь слова, на которые я давным-давно не обращаю внимание. Меня волнует моя команда, профессиональная критика и моя мама, когда она мной недовольна, я очень нервничаю. Я в 16 лет стала телеведущей, а в 17 меня уже узнавали. Я абсолютно телевизионное животное, когда я иду – на меня смотрят, меня обсуждают, меня критикуют, меня ненавидят, меня любят. Эти американские горки не заканчиваются, но ведь без них и жить неинтересно. Если падать, то с американских горок, там хотя бы веселее.
Подготовила Мария Павлова
Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru