Постоянные читатели «Казанских ведомостей» знают и еженедельно ждут новую публикацию в рамках проекта «Прогулки по городу». Между тем эта популярная рубрика появилась в газете случайно. А точней, нечаянно – именно это слово с улыбкой произносит автор рубрики, журналист, выпускница журфака Казанского университета Ольга Иванычева. Неспешный слог, смакование деталей и увлекательные истории из реальной жизни тысячелетнего города отличают этот цикл. О самых запомнившихся историях и новых задумках Ольга рассказала корреспонденту студенческого портала DragonNews Анне Акчуриной.
Темой нашей беседы будет ваш проект, связанный с историей Казани, с ее знаменитостями. Расскажите, когда он появился и кто стал его первым героем?
— Идея рубрики «Прогулки по городу» появилась нечаянно. В сентябре 2013 года минула 180-я годовщина приезда в Казань Александра Сергеевича Пушкина. За 4 года до гибели он начинает грандиозную работу: собирает материалы о Пугачевском восстании, следует по пути продвижения войск Пугачева. В числе прочих пунктов посещает и Казань. И застает здесь очевидцев драматических событий. В преддверии этой даты историки и краеведы исследовали буквально под лупой, по часам эти три дня, проведенные Пушкиным в Казани. Тогда и мы решили воссоздать этот маршрут и отправились по казанским адресам Пушкина.
Идея «выстрелила». Получился атмосферный фоторепортаж на стыке времен – Казань архаичная и нынешняя, урбанистическая. Одна из ярчайших остановок получилась в Суконной слободе, где обосновались соратники Пугачева.
И в здешнем трактире Пушкин долго беседовал со стариком Бабиным.
— Да, было это у Шарной горы, где-то тут стоял Горлов кабак. Василий Бабин и стал первым гидом Пушкина по пугачевской Казани. Сегодня ту Суконку не узнать, как не узнать и Арское поле, куда старик свел поэта: там, на Немецком кладбище, стояла артиллерия Пугачева. Эти воспоминания очевидца взятия Казани атаманом существенно повлияли на замысел «Истории Пугачева». Пушкинская тема в Казани имела продолжение и в ХХI веке: в 2016 г. из Туниса в Казань переехал прямой потомок поэта – барон Александр Гревениц с семейством.
Один из ваших материалов был посвящен еще одной легендарной личности…
— Был еще один исторический экскурс в Казань XIX века – казанские адреса Александра Дюма. Да-да, того самого, создателя «Трех мушкетеров», который посетил наш город во время своего путешествия по Волге, оставив об этом вояже удивительные записки. Радушие казанцев так его покорило, что он продлил время своего пребывания здесь. Материал стал неожиданностью: кто сейчас помнит, что Дюма был в России, изъездил Поволжье!
Напомню нашему читателю: плодом 8-месячного путешествия Дюма стали четырехтомный труд “Путевые впечатления. В России”, серия путевых очерков “Из Парижа в Астрахань”, “Кавказ”. В нашем городе он не только познакомился с Казанским университетом, но и побывал на охоте, после которой изрек: «В Казани даже зайцы любезны». Еще любезнее оказалось казанское пароходство, позволив ради заморского гостя на целые сутки задержать рейсовый пароход «Нахимов».
– А поводом для нашей прогулки с Дюма стал приезд в Казань режиссера, актера и сценариста Питера Гринуэя с режиссером Саскией Боддеке и продюсером, издателем, коллекционером Пьером-Кристианом Броше. Целью приезда был выбор места для натурных съемок художественного фильма по книге «Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию» (премьера планируется в 2018 году – прим.ред.).
Вот тогда мы и задумались о постоянной рубрике «Прогулки по городу». Так с осени 2015 года на страницах «Казанских ведомостей» стали публиковаться фоторепортажи о казанских адресах известных ученых, писателей, поэтов, музыкантов…
Среди них был и материал о Высоцком. Для меня стало открытием, что однажды в октябре 1977 года он провел в нашем городе целую неделю.
— Да, организаторы этих гастролей хранят уникальные воспоминания об этом событии.
«Не пожалеешь, хороший там народ»… Вот и Маяковский с ним соглашался: «Когда у меня не будет ни копейки, я обязательно поеду в Казань. — А как же без копейки вы купите билет? — И на билет мне вышлет моя Казань…». Хочу продолжить тему о поэтах: мы подошли к очень важному для истории Казани человеку – отцу и главному вдохновителю будетлянства, с душой как обнаженная мембрана, уникальному языкотворцу — Велимиру Хлебникову.
— 10 лет жизни Хлебникова – с 1898-го по 1908 год – прошли в Казани. Здесь он окончил гимназию, учился в университете, написал первые научные работы и первые стихи.
Его сестра Вера Хлебникова даже состояла в числе студентов только-только открытой Казанской художественной школы. Он и сам был харизматичный график.
— В октябре 2015 года, накануне его 130-летнего юбилея, у нас состоялась прогулка по казанским адресам «председателя Земного шара». А провожатым нашим в этом путешествии стал известный композитор, философ и поэт Лоренс Блинов, который в 1973 году создал в Казани андеграундное литобъединение, названное «Поэтическим сообществом имени Хлебникова» — ПОСОХ. О Хлебникове и о станциях-адресах неприкаянного «председателя Земного шара» наш проводник рассказывает вдохновенно. И снова пересечение судеб: с 1906-го по 1908 год Хлебников жил на улице Волкова, 46. В том самом доме, где спустя 20 лет будет жить Салих Сайдашев.
Как и в случае с другим вашим мысленным визиви – Василием Аксеновым, чье временное пристанище после ареста родителей (дом коллежского советника Ивана Александровича Котелова, ныне Карла Маркса 55/31) парадоксально связывают с музой поэтов и сюрреалистов – Гала́ Дали.
— Прогулка по Казани писателя Василия Аксенова действительно стала незабываемой. В октябре 2007-го – в год своего 75-летия Василий Павлович впервые после долгих лет посетил Казань. Мне посчастливилось пообщаться с ним. Стояла золотая осень. Василий Павлович провел нас по дому, в котором жил в детстве, когда его мать отбывала срок в лагерях по политической статье. Особняк был в аварийном состоянии. Тогда мэр Казани Ильсур Метшин пообещал ему, что дом будет восстановлен, и в нем заживет музей, что и исполнилось. Ну а в этот раз нашим гидом стала директор культурного центра «Дом-музей Василия Аксенова» Ирина Аксенова.
Сколько же таких экскурсов набралось в вашей копилке?
— Около 10. Для рубрики «Прогулки» выделяется целая полоса в четверговом выпуске – самом тиражном выпуске нашей газеты.
А по какому принципу выбирается маршрут?
– Это во многом зависит от рассказчика, который становится гидом читателя. Так по адресам, связанным с именем выдающегося физика, создателя атомной бомбы Игоря Васильевича Курчатова нас вел исследователь его казанского периода Вячеслав Борисович Груздев – ученый, кандидат технических наук, доцент КГЭУ. Его научная деятельность связана с атомной энергетикой. Как известно, первые 3 года Великой Отечественной войны Курчатов работал в Казани. Именно здесь, в засекреченной Лаборатории №2 им и его командой были получены первые граммы радиоактивного плутония. Лаборатория находилась в подвале Казанского авиационного института (улица К.Маркса), опыты велись в режиме строжайшей секретности. Курчатовский проект первой атомной электростанции тоже был детищем Казани.
Работая в архивах, Вячеслав Борисов Груздев выяснил, что Курчатов и 11 ученых Ленинградского физико-технического института, эвакуированные вместе с семьями и лабораторным оборудованием в Казань, были расселены в коммунальных квартирах в доме, расположенном в Школьном переулке. С номером дома в архивных источниках была путаница. Мы нашли тихий переулок в центре Казани. Сегодня он называется Катановский (в честь великого ученого, лингвиста и тюрколога), а тогда именовался Школьным. Несколько чудом уцелевших старинных зданий стеснены элитными новостройками. А если нужный нам дом снесли?.. Местные старожилы подсказали, что в переулке остался только один дом довоенной постройки – дом №2. Его жительница вспомнила: ее сосед что-то рассказывал об эвакуированных ученых. Нашли соседа. Он подтвердил: да, ленинградские физики во время войны жили именно здесь…
Среди ваших путешествий есть и осененные музыкой.
– Говоря о Казани, тему музыки обойти невозможно. Один из основоположников татарской профессиональной музыки Салих Сайдашев, композитор яркой проникновенной темы и задушевных мелодий, сегодня не на слуху. И напрасно. Татарская музыкальная драма своим развитием обязана именно ему. Гидами по его казанским адресам стали его внучка Альфия Сайдашева – пианистка, концертмейстер Казанской консерватории и профессор Лима Кустабаева – народная артистка России и Татарстана, арт-директор Культурного центра «Сайдаш». Старый дом №46 по улице Волкова, тот, что помнит Хлебникова и где в конце 20-х годов жил Салих Сайдашев, выглядел нежилым. Однако калитка, ведущая во двор, оказалась открытой. Войдя, мы точно очутились в прошлом столетии. Яблоневый сад в цвету, и чудом была дома хозяйка – Наиля Легкова, она оказалась преподавателем музыкальной школы. И это вписывалось в общий сюжет.
«Этот дом в 1922 году мой дедушка Гильман Губайдуллин, работавший в издательстве, совместно с Салихом Сайдашевым купил у домовладельцев Кешнеров», — рассказала она. Мы даже увидели копию уникального документа – договора о купле-продаже дома. Здесь все сохранилось таким, каким было век назад, только у дома появился небольшой пристрой. Салих Сайдашев обосновался в маленькой комнате на третьем этаже. Сейчас она не обитаема. Давно уже не слышно старого расстроенного инструмента… И все же прошлые связи еще ощутимы.
С вашей легкой руки Казань классическая подала руку Казани джазовой.
— Проводником по Казани Олега Лундстрема – легендарного музыканта, композитора, блистательного джазмена – стал Анатолий Василевский, дирижер Филармонического джаз-оркестра РТ, профессор кафедры эстрадно-джазовой музыки Казанского института культуры. Василевский вспоминал, как оркестр Лундстрема приехал в его родной Архангельск с гастролями: «Нас с братом Володей поразил этот коллектив, и мы решили, что будем поступать в Казанскую консерваторию и заниматься джазом». Позднее ему довелось работать бок о бок со своим кумиром. В Казань же джазовый коллектив Олега Лундстрема прибыл из Шанхая, и все по той же причине: здесь была Консерватория. В прошлом году с момента этой даты прошло ровно 70 лет. Так что джазовые корни в нашем отечестве родились не вчера. И хотя джаз в Советском Союзе считался явлением буржуазным, «чуждым», Лундстрем нашел в Казани свою аудиторию. И встретил свою любовь – актрису театра им.В.Качалова Галину Жданову. Здесь же записал для радио целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза. Сегодня одна из музыкальных школ Казани (№16) носит его имя.
Проект помогает осваивать огромную лакуну в истории Казани утраченной. Это целая Атлантида – и она уходит от нас все дальше. Конечно, каждый такой островок, вырванный у прошлого, нужно нанести на карту…
– По крайней мере, каждый уцелевший дом должен быть снабжен табличкой: «Здесь жил и трудился…» У журнализма – своя специфика. Идея «Прогулок» захватывающая. Но она имеет и свои трудности. Если копнуть, уникального исторического материала столько, что он просто обрушивается на журналиста, как лавина. Плодом каждого исследования может стать настоящий роман, эпопея! А у нас – жесткий газетный формат: полоса в 8,5 тысячи знаков и пара фотографий. И ты должен «сжать» свою «повесть временных лет» до скудного столбца. Проблема вторая – точность деталей, событий, дат, имен. Поэтому особое внимание уделяется проверке материала на историческую правду. Тут и консультации у специалистов, и перекрестное уточнение информации в интернете. Самыми сложными в этом плане оказались «прогулки» Игоря Курчатова. Вячеслав Груздев, как ученый, очень строго подходит к каждому слову, к каждой цифре. Мы даже посылали материал для проверки на историческую точность в Курчатовский институт. И только после того, как эксперты подтвердили, что никаких исторических ляпов в материале нет, он пошел в печать.
У вашего начинания большие перспективы. Не случайно «Прогулки» вошли в десятку лучших материалов на Всероссийском конкурсе «Лучший журналистский сюжет России».
— Некоторые материалы являются заделом для новых туристических маршрутов по Казани. Тем временем идея еще нескольких прогулок обретает зримые очертания. В ближайшее время нас ждут новые встречи и новые путешествия.