Под покровом ночи (Nocturnal Animals)

 

Дата премьеры: 8 декабря 2016.

Жанр: драма, триллер, арт-хаус.

Режиссер: Том Форд.

В ролях: Эми Адамс, Джейк Джилленхол, Майкл Шеннон, Аарон Тейлор-Джонсон и др.

Стоит ли идти в кино: определённо стоит, если вы ценитель интеллектуального и высокого искусства.

 

     

      Под покровом ночи – это вторая режиссерская работа Тома Форда, который больше прославился как модельер-дизайнер. Если вам расскажут об этом до просмотра картины, вы, вероятнее всего, скептически отнесетесь к его фильму. Если же вы узнаете об этом после просмотра, то эта информация скорее шокирует вас, чем разочарует. Всё потому что Форд снял прекрасную, великолепную во всех отношениях картину. Стоит сразу отметить, что фильм является адаптацией романа Остина Райта «Тони и Сьюзен». Но написать прекрасный роман и снять великолепный фильм по нему – это не одно и то же. Иначе бы вся русская литературная классика уже давно переродилась бы в киноэкранном великолепии, но в действительности подобных примеров единицы.

      Роман, как и фильм, повествует о зрелой, успешной, но несчастной в своей роскошной жизни Сьюзен. Состоя уже во втором браке за преуспевающим бизнесменом, Сьюзен получает посылку от своего первого мужа Эдварда, в которой – рукопись его нового романа «Ночные животные» (в русском прокате «Под покровом ночи»). Погружаясь в жестокую реальность романа, Сьюзен возвращается в преисполненную сожалением память о прежней, утраченной жизни с Эдвардом. Говоря о киноадаптации Форда, стоит признать его несомненный талант как режиссера. У картины идеально выверенная динамика, сочетающая несколько историй, плавно плывущая между повествованиями, и резко их контрастирующая при необходимости. Эта динамика образует ритмы, резонирующие в переживании героев, в визуальном оформлении, в звуковом сопровождении. Именно за это стоит поблагодарить режиссера, сумевшего объединить множество планов и уровней повествования в стройно оформленную, целостную по смыслу и живую по динамике картину. Визуальная составляющая фильма склоняется к гротескному изображению действительности, сочетая пресыщенный роскошью гламур современного искусства с его внутренней бессмысленностью и пустотой. Этот гротеск выражает внутренний мир самой героини, как будто выписанный в темных, строгих тонах барокко, тяжелой, но искусной рукой. Музыка прекрасно сопровождает и дополняет этот образ. Особая прелесть фильма – это удачный актёрский состав. Режиссер с самого начала видел в образе главной героини актрису Эми Адамс. По его словам, он хотел добиться того, чтобы героине сопереживали, несмотря на то, что такую противоречивую особу легко возненавидеть. Эми Адамс должна была вызвать симпатию у зрителя. «В Эми невозможно не влюбиться, — считает Форд. — В ее глазах есть такая задушевность, благодаря которой вы будете переживать за ее героиню». Джейк Джилленхол играет великолепно, эмоции его героя буквально резонируют в вас, вызывая сочувствие, злость, ярость, боль и даже презрение. Также прекрасны актерские работы Майкла Шеннона и Аарона Тейлор-Джонсона, но об их героях лучше не говорить, дабы не раскрывать важные детали сюжета. Фильм также полон множеством деталей, символов, и порой детали интерьера, пространные размышления и действия второстепенных персонажей способны рассказать об идее картины больше, чем сцены с главными героями.

      В заключении хочется сказать, что «Под покровом ночи» является действительно выдающейся и зрелой работой, что отметили и жюри Венецианского кинофестиваля. Это глубокая, умная, многоуровневая картина, полная символических выражений, а поэтому провоцирующая неоднозначные и широкие трактовки. Будучи сугубо взрослой, зрелой историей о жизни, времени и сожалении, картина способна оставить после себя чувство недоумения. Но вряд ли фильм оставит зрителей равнодушными, потому как противоречивая, сложная история оформлена в живой, колоритной рамке киноискусства.

 

 

!!! СПОЙЛЕРНАЯ ЧАСТЬ. ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ О СМЫСЛЕ И КОНЦОВКЕ КАРТИНЫ !!!

     

      Фильм полон символических выражений и параллелей между двумя историями, что позволяет предположить определенную трактовку происходящего. Самая прямая параллель – это персонажи Джейка Джилленхола. Героиня Эми Адамс читает роман и ассоциирует главного героя со своим бывшим мужем Эдвардом. Герой вымышленного романа теряет жену и дочь от ужаса, произошедшего в Техасе. Сам автор истории, Эдвард, так же теряет жену и ребенка, когда Сьюзен уходит от него и делает аборт. Сьюзен, как и сам Эдвард, уроженцы штата Техас и наследники его менталитета. Черты характера Сьюзен, которые унаследовала и которых боялась она сама, не желая походить на свою мать, персонифицируется в образе дорожных бандитов, обретают четкий образ ужаса, несправедливой жестокости, отнявшей семью у героя. Сама Сьюзен подсознательно чувствует это, поэтому ей страшно, поэтому она так глубоко и лично переживает историю романа, вспоминает жизнь с бывшим мужем, чувствуя сожаление. Вдобавок, Сьюзен упоминает, что Эдвард когда-то называл её «ночным животным», потому как она плохо спала по ночам. Таким образом, роман «Ночные животные» (Под покровом ночи) становится художественным выражением личной драмы автора, несправедливости, жестокого произвола, лишившего его семьи.

 Почему же Эдвард не приходит на встречу в конце фильма? Здесь возможны два варианта:

  1. Мы не видим, приходит ли в итоге Эдвард или нет, фильм заканчивается до того, как Сьюзен покидает ресторан. Также интересна следующая деталь: фильм начинается и заканчивается крупным планом лица героини, её глаз. Это может свидетельствовать о том, что показанное в фильме — это только переживания и мысли Сьюзен, её личная история. Она не видела мужа много лет, и он так и не появляется перед ней в кадре. Поэтому в романе он выглядит точно таким же, каким она его запомнила. А значит, если Эдвард в итоге появился, то это уже другая история, выходящая за рамки личных, одиноких переживаний героини и за рамки фильма.
  2. Эдвард мог специально не прийти, чтобы порвать с прошлым, и роман является завершившимся выражением его чувств и страданий. Тогда посылка романа Сьюзен могла быть чем-то вроде последнего слова, акта своеобразной мести. Сьюзен упоминала, что звонила Эдварду пару лет назад, но он бросал трубки, что говорит о непрошедшей обиде на бывшую жену. Сьюзен обращает внимание на картину в своей галерее, о которой она почему-то забыла (возможно вымещение) и на которой написано одно слово: REVENGE (Месть). Герой романа в конце умирает от собственной руки, что так же может символизировать о том, что Эдвард полностью расстается с прошлым. Тогда тот факт, что Эдвард принимает предложение о встрече и не приходит, может говорить о попытке отомстить Сьюзен и сказать «прощай». Раскаявшаяся и эмоционально уязвимая после прочтения романа Сьюзен остается в одиночестве, в той яме нищеты духа и цинизма, в которую сама себя завела. Эдвард больше не вспомнит её и не придет. Показав истинную природу её поступка через образ художественного романа, он оставляет её наедине со своей совестью и бокалом алкогольного напитка за пустым столом в ресторане.