Рецептом от осенней хандры в разговоре о философской антропологии поделился наш эксперт, доктор философских наук, профессор Аскадула Сабиров.
— Аскадула Галимзянович, по образованию, Вы – историк, преподаватель истории и обществознания, почему выбрали иное направление в науке?
— Еще в процессе обучения меня больше интересовали не фактические, а теоретические вопросы. Например, почему произошло определенное историческое событие? Какую роль в данном событии сыграли выдающиеся исторические личности? Закономерно или случайно данное событие? И так далее. История как наука не могла в полной мере ответить на эти вопросы. Ей не хватало иронии и сомнения, которыми полна философия. История слишком зависела (и зависит) от политики, власти, идеологии… В целом, философия выше истории, потому, что история отвечает преимущественно на вопрос «Что произошло?», а философия – «Почему это произошло?». Коме того, в отличие от истории, философия – это «веселая, шаловливая наука» (Платон). Поэтому я и ушел из истории в философию. Я последовал примеру многих великих историков, ушедших в философию: примеру Макса Вебера, Бенедетто Кроче, Никколо Макиавелли, Шарля Монтескье, Владимира Соловьева, Дэвида Юма. И совсем об этом не жалею.
— Для своих исследований вы выбрали философскую антропологию, в чем ее актуальность для современного общества и почему Вы выбрали именно это учение для своих исследований?
— Философская антропология – это составная часть философии, которая изучает человека как космобиосоциальное существо, находящееся в сложных взаимоотношениях с окружающей средой (природой, обществом, культурой, самим собой). Для нее главным предметом исследования является сам человек, а не мир, природа, общество, Бог и т.д. Философская антропология пытается ответить на самые главные вопросы, которые интересуют человека, пришедшего в этот реальный мир. Кто я? Кем я являюсь? Каким образом я появился в этом мире? Каким образом окружающий мир воздействует на меня и определяет меня? Являюсь ли я активным, действующим, свободным существом, способным изменять в своих целях окружающую действительность? Каким образом окружающий мир представлен во мне самом (его материальной, телесной сущности)? Какой вид поведения (активный или пассивный) я должен избрать в своих взаимоотношениях с окружающим его миром? Каким образом я должен строить свои взаимоотношения с каждой отдельно взятой реальностью окружающего его мира? Какую форму взаимоотношений с окружающим его миром я должен выбрать? Каким образом окружающие меня реальности представлены во мне самом, как они определяют мою природу, сущность? Какую роль я играю во взаимоотношениях с окружающими его реальностями? Какие цели должен я выдвигать перед собой? Жить мне или умирать? Что для меня важнее: иметь или быть? Зачем я живу в этом мире? Что со мною будет после смерти? Как мне стать бессмертным? В общем, она стремиться ответить на вопрос «каким надо быть, чтобы быть человеком» (Кант). В современном обществе без ответов на эти вопросы человек не может определить свои жизненные цели, правильно выстроить жизненную стратегию, реализовать себя в этой жизни. Философская антропология помогает человеку правильно ответить на эти вопросы. В этом ее актуальность, значение и величие.
— Человек, по своей сути – философ, или же это – определенный склад ума? Философом рождаются или становятся?
— Оригинально на данный вопрос ответил Аристотель. Он писал: «Должен ли человек философствовать? Либо должен, либо не должен. Если должен, то вопросов, как говорится, нет; все и так понятно. Если же человек не должен философствовать, то он должен хотя бы для обоснования этого положения (то есть того, что «не должен») пофилософствовать. Вывод прост и непреложен: человек должен философствовать в любом случае». Человек начинает философствовать еще с раннего детства. Недаром любой ребенок всегда задает философские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему коровы не летают?», «Почему слон не ест мясо?», «Почему небо голубое?» и т.д. Это в более позднем возрасте человека начинают интересовать менее философские вопросы: «Сколько денег заработал?», «Кто меня любит, кто меня не любит?», «Сколько выпил или съел?», «Куда и с кем пошел?» и т.д. Правда, в пожилом возрасте человека вновь начинают мучать философские вопросы: «Почему я прожил свою жизнь бессмысленно?», «Почему я беден, а сосед богат?», «Что меня ждет после смерти?» и т.д. Другое дело является ли философствующий человек философом в подлинном смысле этого слова. Философ все же должен обладать определенными задатками и профессиональным образованием. Ему должны быть присущи природные способности, талант к размышлению, к рациональному восприятию мира. Ему также должны быть присущи постоянное удивление, любопытство, стремление к получению все новых и новых знаний об окружающем мире, о самом себе в этом мире. Поэтому не любой философствующий человек является философом. Философами в первую очередь являются люди, окончившие философские факультеты университетов, преподаватели философии, мыслители, признанные профессиональным сообществом, и т.д. Другие люди, любящие размышлять, могут быть признаны философами-любителями. В любом случае, если они когда-либо задавались вопросами: почему это так происходит и кому это выгодно? – и пытались на них ответить: они философствовали!
— Каких философов Вы для себя выделяете и почему?
— К настоящему времени во всем мире известны учения примерно 2500 философов. У многих из них имеются оригинальные идеи и мысли. Мне же больше нравятся те философы, которые занимались проблемами человека, пытались понять его место и роль в окружающем мире. Например, такие как Сократ, Конфуций, Кант, Фромм. Мне особенно близки идеи и принципы Сократа. Мне нравится его иронический стиль отношения к жизни, его сосредоточенность на тайнах простого человека, его упорство в философствовании, его стремление быть мудрым и справедливым. Разве не прав Сократ, когда утверждал следующее: «Жить без философствования – значит не жить»; «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы – есть»; «Как много на свете есть вещей, которые мне не нужны»; «Я знаю, что я ничего не знаю, а они не знают даже этого» и т.д.
— Можно сказать, что изучение философии влияет на жизнь человека, меняет его настроение и даже характер?
— Философия может как влиять, так и не влиять на жизнь человека. Все зависит от самого человека. Человек несомненно может жить без философии. Есть другие способы духовного постижения мира и самого себя: наука, религия, искусство. Но, если уж человек поднялся до уровня философии, то он начинает меняться в лучшую сторону. Он приобретает иронически-скептическую манеру поведения и более спокойный и рассудительный характер. Он начинает понимать, что с философией ему становится легче жить, так как философия помогает человеку познать окружающий мир, самого себя в нем и научиться философскому отношению к жизни. Человек, соблюдая известные философские принципы («Ничего слишком», «Познай самого себя», «Все пройдет», «Стремись к «золотой середине», «Не желай ближнему того, чего себе не желаешь», «Благоговей перед жизнью»), с легкостью выстраивает наиболее оптимальные взаимоотношения с миром, с другими людьми, с самим собой. Следуя рекомендациям философии, он успешно разрешает многие свои жизненные проблемы. Вспомните известные примеры этого. Соломон при сложных жизненных обстоятельствах всегда смотрел на свое кольцо, на котором было выгравировано: «Все пройдет!». Когда и данная надпись не помогала, он догадывался взглянуть на обратную сторону кольца, на которой было написано: «И это тоже пройдет!». Сократ на вопрос молодого человека: жениться или не жениться? – отвечал: женись, несмотря ни на что, если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом. Конфуций на вопрос человека: на зло надо отвечать злом? – отвечал: на зло надо отвечать справедливостью. Швейцер на вопрос: как жить в окружающем мире? – отвечал: жить надо при любых обстоятельствах, низшим надо помогать, равным – сострадать, а перед высшим –благоговеть. Следуя данным советам, люди решали свои проблемы наиболее адекватным образом.
— Глядя сейчас в окно, можно увидеть неуютно серые картины, хмурых людей, страдающих от недостатка солнца в межсезонье… Можете подсказать, книгу какого философа можно почитать, чтобы справиться с осенней хандрой и апатией?
— Вообще-то еще Зигмунд Фрейд рекомендовал, что, чтобы справиться с осенней хандрой и апатией, необходимо заниматься не философией, а творчеством, спортом, проводить время с любимым человеком. Фридрих Ницше добавлял: читайте юмористические произведения: анекдоты, шутки, скетчи. Несомненно, чтение философских произведений тоже спасает от хандры, апатии и тоски. Почитайте, хотя бы Иммануила Канта. «Две вещи наполняют душу изумлением и благоговением: это звездное небо надо мною, и нравственный закон во мне. Я вижу их перед собою и непосредственно связываю это с сознанием моего существования. Первое связано с тем местом, которое я занимаю во внешнем чувственном мире и расширяет эту связь в нечто необозримое великое, где миры встают за мирами… Второе – неразрывно связано с моим «Я», с моей личностью и переносит меня в мир, обладающий бесконечностью и ощущаемый только разумом. Первый взгляд на бесконечное количество миров как будто уничтожает мое значение как существа… а второй взгляд, наоборот возвышает мою ценность, как ценность интеллектуальной единицы». А если еще и начать размышлять, то … (улыбается).
— Спасибо, было большим удовольствием с Вами пообщаться.