Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США стала для многих неожиданностью. Так, к примеру, на сайте МИА «Россия сегодня» был проведен опрос читателей по этому поводу. По состоянию на 11:00 10 ноября в нем приняли участие 124688 человек, для 41,1 % которых такое развитие событий стало «полным сюрпризом». При этом несколько большее количество человек – 46,6 % респондентов – «ожидали подобного». Еще 12,3 % опрошенных до последнего считали, что предварительные итоги ничего не значат.
В состоянии, близком к шоковому, находились не только простые люди, но и многие политические деятели по всему миру, не говоря уже о штабе демократов во главе с Хиллари Клинтон. Она поначалу, судя по всему, просто потеряла дар речи и даже не смогла выступить перед соратниками. О крайнем удивлении высокопоставленных фигур свидетельствовали их первоначальные неуверенные заявления. В частности, совершенно неготовыми к подобному итогу выборов оказались власти Германии: глава оборонного ведомства ФРГ Урсула фон дер Ляйен откровенно признала, что увидев, как развивается ситуация, она «испытала серьезный шок». В свою очередь, министр юстиции ФРГ Хайко Маас высказал мнение о том, что мир при Трампе «не пойдет ко дну, он будет еще безумнее», глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер признал, что результаты выборов «другие, чем этого хотели бы большинство людей в ФРГ».
Более сдержанными в своих заявлениях оказались власти Канады: премьер-министр Джастин Трюдо заявил, что ожидает «дальнейшего тесного сотрудничества с избранным президентов и его администрацией». А вот в Китае на перспективы сотрудничества реагируют одним словом задумчиво: жители Поднебесной рассуждают, нужно ли им, чтобы Америка снова стала великой, ведь Трамп обещал в ходе предвыборной кампании Китаю торговую войну. Зато в России и странах СНГ результаты выборов вызвали восторг и ликование, пожалуй, даже излишнее, считают эксперты КФУ.
Итак, кем же в итоге станет Трамп для США, всего мира и, конечно, России? Об этом в нашем материале.
Эксперты Казанского университета, как и аналитики по всему миру, мало верили в то, что сотрудничать всему миру придется теперь не с профессиональным политиком, а эпатажным миллиардером. Многих думающих людей, по словам заведующего кафедрой конфликтологии КФУ Андрея Большакова, вводили в заблуждение и результаты многочисленных соцопросов, которые хоть и показывали на последних этапах, что разрыв между кандидатами невелик, но все же регулярно отдавали победу в руки Хиллари Клинтон. «Это своего рода крах системы социологических исследований, действующей в США и считавшейся до вчерашнего дня передовой, позволяющей получить максимально достоверные данные», — отметил Большаков.
Стоит обратить внимание и на то, что предвыборная гонка кандидатов была беспрецедентно жесткой для постсоветского периода. При попытках провести хотя бы условную параллель с каким-либо временем из истории США, на ум приходит лишь конкуренция Рейгана и Картера, замечает эксперт. Это говорит о том, что сейчас происходит перестройка политической системы США, американское сообщество требует определенных перемен.
От Трампа его избиратели ждут, прежде всего, концентрации на внутренней политике, заявленной им в ходе предвыборной кампании. Ведь великая Америка по Трампу – это страна, которая занимается решением проблем рядовых граждан, это Америка сильная изнутри, а не на международной арене, подчеркивает коллега Большакова — заведующий кафедрой политологии КФУ Олег Зазнаев.
С ними согласен и доцент кафедры международных отношений, мировой политики и зарубежного регионоведения Роман Пеньковцев: «Америка станет великой, согласно словам нового президента США, когда восстановит свою экономику, возвращения в пределы страны производств (что позволит сократить и безработицу), ликвидирует госдолг за счет подъема собственной промышленности, добьется возврата к сплочению нации, придет к отсутствию расовой дискриминации, а также восстановит военный авторитет страны, отказавшись от различного рода авантюр и ненужного вмешательства в дела других государств».
Получив все, что можно, от партии демократов, и оставшись недовольными развитием событий, большая часть избирателей решила, говоря простым языком, попробовать нечто новенькое и поддержать кандидата от республиканцев. Вот только кандидат оказался не только внесистемным, но и раздражающим зачастую собственных соратников.
«Результат выборов стал неожиданным для меня, в первую очередь потому, что на протяжении всей предвыборной гонки, а она длилась два года, Трамп был фактически изгоем даже в своей партии. Шансов, что он будет выбран в качестве единого кандидата от партии вообще поначалу не было никаких. Я делал ставку на других кандидатов республиканской партии, но только не на Трампа, — поделился своим мнением Роман Пеньковцев. — Вплоть до мая текущего года республиканцы давали Трампу прямые посылы, что видеть его в качестве единого кандидата от партии они не хотят. Когда же Трамп уже понимал, что рядовой избиратель голосует за него, а республиканский истеблишмент ему противостоит, он сделал очень важное заявление, которое многие упустили из виду. Оно заключалось в том, что если партия республиканцев его не поддержит, то он пойдет на выборы как самостоятельная фигура, у него для этого были все необходимые возможности. Республиканцы, поняв тогда, что если эта фигура из партии уйдет, это ослабит ее, внесет в ее ряды раскол, согласились дать ему единый билет. Но решение это было трудным, особенно для идеологов партии вроде консерватора Маккейна, к которым Трамп вовсе не относится». Еще одна причина, по которой было трудно предсказать такой исход выборов, заключается в наличии административных рычагов давления. Учитывая, что Трамп был для многих фигурой нежелательной, было объективно можно рассчитывать на их применение, однако разрыв оказался очень велик, заметил эксперт.
Ведущую роль сыграли не столько блестящие качества Трампа, сколько крайне сомнительная линия поведения Клинтон, особенно на завершающем этапе гонки. Многих смущало, в частности, состояние ее здоровья. Американцы относятся очень настороженно к подобным проблемам, недоверие болеющему политику очень велико – достигает 90 %, согласно опросам. Безусловно, негативную роль сыграла и крайняя запутанность финансовых дел Клинтон, о которой стало известно в последний момент, и разоблачения WikiLeaks, связанные с ведением деловой переписки. Кроме того, кандидат от демократов в своих заявлениях пришла от взвешенных умеренных взглядов до практически голословных обвинений в скандализированной форме — такое поведение не украшает политика. Трамп не блистал, но Клинтон не соответствовала тому, на что она претендовала.
Несколько более подготовленным к подобному развитию событий оказался Олег Зазнаев, который изначально не исключал возможности победы Трампа. По его словам, когда нет одного лидирующего кандидата, в США возможно все – такова избирательная система страны. Кроме того, он предложил обратить внимание на то, что если абстрагироваться от количества выборщиков, по которому Трамп абсолютный лидер этих выборов, то можно увидеть, что разрыв между кандидатами по количеству проголосовавших составил в итоге всего две десятых процента.
С внутренней политикой все относительно понятно, а вот как будут развиваться события на международной арене – большой вопрос. «Насколько будет реализовано заявленное Трампом потепление отношений с другими странами, сложно сказать. Мы видели избирательную кампанию, а дальше начинается реальная жизнь. Многие идеи Трампа могут попросту оказаться нежизнеспособны, — считает Андрей Большаков. – Нам, как россиянам, остается надеяться на реализацию двух ключевых моментов. Первое – осуществление перезагрузки в отношениях США и России, перезагрузки реальной теперь уже, а не номинальной. Второе – прекращение воздействия Америки на политические системы других стран, приводящее зачастую к государственным переворотам и приходу к власти лиц, противодействующих конструктивному диалогу с правительством нашей страны. Но пока это лишь надежды. На необходимо продолжать выстраивать внешнюю политику строго в соответствии с национальными интересами».
С тем, что Трамп–кандидат в президенты и Трамп-президент – это две разных фигуры согласен и Олег Зазнаев. По его словам, не стоит забывать о том, что президент – это не всесильный человек, он очень ограничен в своих действиях как со стороны правительства страны, в том числе и своих соратников, так и со стороны общества и воздействующих на его мнение СМИ. «Каких-либо революционных преобразований вряд ли приходиться ждать. Радикализм, присущий ряду его заявлений, сделанных в запале предвыборной гонки, гарантированно исчезнет. Другое дело, что непонятно, как он в принципе будет сейчас действовать, ведь он не является профессиональным политиком, не занимал ранее каких-либо должностей в этой области, а был лишь бизнесменом», — напоминает политолог. К слову, во многом благодаря этому от него можно ожидать некоторых необычных действий. Так, к примеру, не будет удивительным, если, только переехав в Белый дом, Трамп тут же пригласит посетить его Владимира Путина. Подобные поступки позволят ему хотя бы частично поддерживать свое реноме в период после избирательной кампании, считает эксперт. В целом же главное, чтобы Россия для США перестала изображаться как некое исчадие ада, чтобы начался конструктивный диалог между государствами.
Роман Пеньковцев тоже предпочитает быть осторожным в оценках будущей внешней политики нового президента США: «Нужно помнить о том, что заявления Трампа в период избирательной кампании преследовали прежде всего сиюминутную цель – победу на выборах, поиск приверженцев. Было бы очень хорошо, если бы, к примеру, его слова о том, что Россия и США должны действовать в Сирии совместно, имели под собой реальную почву, но для этого нужны конкретные шаги. Их пока остается только ждать»
Много вопросов вызывают и перспективы взаимодействия США с Евросоюзом. Так, к примеру, вчера эксперт Европейского центра политики Пол Айван напомнил всем, что у Трампа нет приверженности к НАТО. По его словам, это проблема, потому что это альянс между Америкой и Европой, которому уже более 60 лет. Тот факт, что он является первым столь критически настроенным президентом — также проблема. Европа сейчас рискует оказаться в некотором одиночестве.
Эксперты КФУ считают, что Европа сейчас может стать более самостоятельной, вероятно будет снижен уровень давления на нее со стороны США, однако о разрыве тесных связей ЕС и США говорить не приходится. «Трансатлантический союз складывался десятилетиями. Быстро от этого отказаться, демонтировать эту систему на два счета не сможет никто. Вероятно будут проведены некоторые реформы, но, боюсь, что одного срока президентства не хватит», — замечает Большаков. Есть и ряд моментов, которые нельзя упускать из внимания. Так, например, у стран, входящих в ЕС, конечно, есть собственные армии, но традиционно все вопросы, касающиеся национальной безопасности, решались при помощи НАТО. Как можно реализовать уход от этой системы, если такой вопрос назреет, пока непонятно.
До выхода США из НАТО, безусловно, дело не дойдет, но вполне возможно, что в ближайшие 4 года участие США в НАТО будет ослаблено, замечает Олег Зазнаев.
Стоит также помнить о том, что у партии республиканцев традиционно сильные связи с силовыми структурами, подчеркивает Роман Пеньковцев: «Все будет зависеть от того, кто будет стоять рядом с Трампом, кто будет играть роль основных советников, ведь если придут люди типа Маккейна – по сравнению с которым Клинтон ангел с крылышками – то ни о какой реформе НАТО речи не идет, ситуация может даже усугубиться в отношении того, что, к примеру, так волнует Россию – расширения влияния НАТО на восток и тому подобного».
Что касается экономических моментов, Трамп считает, что для США наличие тесных взаимосвязей в этой области с Европой — это определенный отрицательный фактор, мешающий восстановлению национальной экономики. Соответственно вероятно инвестиционный поток, кредитные обмены при Трампе будут постепенно сворачиваться. Возможно произойдет переориентация на взаимодействие с рынками иных стран, о чем Трамп говорил, резюмирует эксперт.