На этот раз объектом атаки стала столица Бельгии, а ответственность за происшедшее на себя вновь взяли члены «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в России – прим авт.). В результате взрывов в аэропорту и метро Брюсселя по последним данным погибли более 30 человек, общее число раненых превысило 150 человек.
Как бы страшно это ни звучало, но, по мнению аналитиков, эта серия терактов стала самой ожидаемой за последние десятилетия. Бельгия давно называлась многими экспертами в качестве весьма удобной и желанной для террористов мишени. Во многом это объяснялось не только компактным проживанием на территории страны большой мусульманской диаспоры выходцев из стран Африки и Ближнего Востока, среди которых высок уровень распространения экстремистских идей, и прозрачными границами Евросоюза, но и расположением в Брюсселе столь символичных объектов, как, например, штаб-квартира ООН. Кроме того, учитывалось, безусловно, и то, что Брюссель является фактической столицей Евросоюза.
Что касается случившегося, на данный момент многие эксперты в качестве причин называют начало перемирия в Сирии, а последней каплей для террористов стал арест в прошлую пятницу предполагаемого организатора терактов в Париже Салаха Абдеслама. Об этом заявил президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.
С его мнением согласен и заведующий кафедрой политологии Олег Зазнаев, подчеркнувший, что, при условии проведения таких зачисток, для террористов совершить крупномасштабный удар – это возможность показать силу.
«Борьба с таким явлением, как «Исламское государство» будет достаточно долгой и уповать на то, что, как заявляли некоторые «горячие головы», проведенная российская военно-космическая операция в Сирии пресечет деятельность террористической организации на корню не стоит. Жизнь показывает, что все гораздо сложнее, — подчеркивает заведующий кафедрой конфликтологии Андрей Большаков. — Исламское государство воюет, безусловно, не только с официальными правительствами разных стран, но и со своими единоверцами, хотя понятие веры в этом случае, конечно, нужно взять в кавычки, поскольку есть ислам, а есть люди, которые им прикрываются. Террористические сети, к сожалению, развернуты внутри самых различных государств и борьба с радикалами в поле здесь не столь эффективна«.
Примечательно, что после ноябрьских терактов в Париже уровень террористической угрозы во Франции и соседней Бельгии был повышен и с тех пор не снижался. Однако после ареста ключевого подозреваемого уровень опасности до последнего был сохранен на отметке «три», что означает «возможную и вероятную угрозу», несмотря на то, что накануне у бельгийских спецслужб появилась информация о возможности совершения терактов.
Предупреждали об угрозе и российские спецслужбы, которые передавали властям Бельгии информацию о подготовке атаки тремя боевиками террористической организации «Исламское государство». Еще в конце февраля российской разведке стало известно о том, что в Бельгию с территории Белоруссии выехали последователи ИГ братья Иван и Алексей Довбаши, которых сопровождал их соотечественник Марат Юнусов. Предварительно, по данным спецслужб, террористы прошли боевую подготовку в лагере в Сирии.
Теперь главный вопрос для Евросоюза – какой город и какая страна станет следующей мишенью и возможно ли предотвратить новые теракты? На второй вопрос, скорее, придется ответить нет.
«Бельгия давно находилась в центре внимания террорристов, уровень угрозы несколько раз был поднят властями до максимума. К счастью, в предыдущие разы ничего не происходило, но сегодняшние события доказали, что, несмотря на всю систему предупреждения, террористы находят возможность реализовать свои планы. Миграционные потоки настолько объемны, что уследить за каждым, наверное, не в состоянии ни одна спецслужба в мире, — констатирует Андрей Большаков. — Кроме того, специалисты на сегодняшний день называют лишь три государства, в которых уровень подготовки соответствующих структур достаточно высок – США, Израиль и Россия. У этих стран есть опыт, мы можем проследить это на примере РФ — что касается Евросоюза, он в плане эффективности противодействия терроризму хуже подготовлен, меньше специализированных подразделений. Мне представляется, что Евросоюзом не была осознана серьезность сложившейся ситуации, и теперь этим странам придется вкладывать очень большие деньги, несмотря на то, что их экономика находится не в лучшем состоянии, чтобы обеспечить национальную безопасность и безопасность граждан любой страны, которая входит в Евросоюз».
Согласен с коллегой и Олег Зазнаев: «Вопрос, почему не удалось предотвратить теракт, возникает всегда в таких случаях. Оперативной информации в спецслужбы поступает очень много, наверняка вся она обрабатывается, однако степень достоверности, как мы прекрасно понимаем, совершенно разная. Однако последние события, безусловно, указывают на то, что есть бреши в системе безопасности государств Евросоюза«.
Если же говорить о том, кто будет следующим, предсказать это наверняка, безусловно, невозможно. Это может быть как любая страна и любой город Евросоюза и не только, так и любой крупный стратегически важный объект.
«К сожалению, нет оснований предполагать, что эти теракты могут быть последними. И лишь спецслужбы обладают какой-либо существенной информацией о том, какие страны находятся на сегодняшний день в наибольшей опасности, — отмечает Андрей Большаков. — Однако, безусловно, эта информация будет оставаться засекреченной, поскольку, помимо предупреждения общественности, перед спецслужбами стоит задача не допустить утечки столь важной информации в круги радикально настроенных групп«.
«Страшно и то, что тактика террористов с большой степенью вероятности будет меняться, поэтому расслабляться не стоит никому, под угрозой находятся далеко не только крупные города, — замечает Олег Зазнаев. – Члены террористических организаций мыслят крайне неординарно в отличие от бюрократических структур, обеспечивающих нашу безопасность«.
В относительной безопасности, отмечают эксперты, лишь страны Восточной Европы, где нет крупных мусульманских диаспор. Как показывают расследования последних терактов, если среди исполнителей и встречаются люди, недавно мигрировавшие, то организаторами, как правило, являются те, кто проживает на территории страны уже давно.