Как известно, День народного единства является относительно молодым праздником: ему всего 12 лет.
В момент установления данной традиции некоторые политологи и политические деятели отнеслись к нововведению с изрядной долей скепсиса. Звучали слова о том, что праздник не приживется в России. Правда, так считали далеко не все, были и сторонники инициативы, по мнению которых День народного единства имеет хорошие перспективы. Укоренился ли праздник в сознании россиян за прошедшее время, помогает ли он консолидации российского общества и есть ли единство среди наших сограждан сегодня? Об этом рассуждает эксперт КФУ, заведующий кафедрой конфликтологии Андрей Большаков.
Говоря об общественном мнении по тому или иному вопросу, нельзя обойтись без приведения эмпирических данных, полученных при помощи социологических исследований. «Россияне достаточно противоречиво оценивают текущее состояние российского общества – мнения о том, есть ли в нашем обществе народное единство или нет, разделились поровну – 44% дали утвердительный ответ (54% в 2015 г.), 44% – отрицательный (35% в 2015 г.)»,– цитировал вчера ТАСС сообщение Всероссийского центра изучения общественного мнения. Затруднились с ответом 12% респондентов.
При этом важно учитывать, что в основе суждений о единстве народа у россиян преобладает скорее внутреннее эмоциональное восприятие ситуации, нежели внешние факторы, отмечает ВЦИОМ. Те, кто чувствует единение, сказали о мирном сосуществовании разных национальных и этнических групп (16%), особенностях русского менталитета и культуры (9%), любви людей к своей стране (8%), поддержке ее лидера (9%), а также о сплочении народа в трудные минуты (15%). В свою очередь, приверженцы противоположной точки зрения указали на озабоченность людей собственными интересами (26%), низкий уровень жизни, социальное расслоение (16%).
Что касается восприятия россиянами самого праздника, приходится опираться на исследования двухгодичной давности, отмечает Андрей Большаков. В первую юбилейную дату ВЦИОМ проводил замер общественного мнения, который показал, что, по сравнению с 2005 годом, количество людей, безусловно поддерживающих праздник, выросло на 20 % и стало превышать 40 % граждан. Помимо этого, были и те, кто в целом позитивно относился к нововведению, но с некоторыми оговорками.
К слову, еще должно пройти время, чтобы все население нашей страны осознавало, что традиция эта вовсе не новая, а скорее возобновленная, подчеркивает эксперт КФУ. День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года. 4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. «На сегодняшний день важно избавиться от акцентирования внимания на том, кто именно выступал врагом нашего государства в начале 17-го века, и сосредоточиться на сути самого праздника, заключающейся именно в том, что русский народ многонациональный и многоконфессиональный, будучи единым, способен на многое. Речь идет не о том, что нужно забыть свою историю, этого, безусловно, делать нельзя. Однако формулировки, говорящие о польских захватчиках, столь часто встречающиеся сегодня в СМИ, могут привести к осложнению и без того не простых отношений с таким государством, как Польша», — подчеркивает политолог.
В целом инициативу введения подобной даты можно оценивать исключительно позитивно, считает эксперт. Ранее были менее удачные попытки найти подходящую дату для внедрения политического праздника, который способствовал бы консолидации российского общества. Как известно, в 1996 году первым президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным был введен День согласия и примирения, призванный заменить отмечавшуюся ранее 7 ноября годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Однако попытка с треском провалилась. Традиционно в этот день на улицы выходили многотысячные толпы оппозиции, которые в жесткой форме выступали против действующей власти. Большинство людей шествовало под красными знаменами, это вызывало в головах людей отсылку к прошлому государства.
«Следующей попыткой стало внедрение Дня России, отмечающегося 12 июня, и Дня Конституции, празднующегося 12 декабря. Что касается Дня России, инициатива вновь не была поддержана общественностью в полной мере, многие и по сей день считают эту дату не праздником, а, напротив, трагедией, — замечает Большаков. – Данные социологических исследований показывают, что в сознании многих россиян принятие государственной декларации о суверенитете Российской Федерации напрямую связывается с распадом СССР, произошедшим год спустя. Если же говорить о Дне Конституции, его суть не подходит для консолидации общества, было принято решение отменить этот праздник в момент введения Дня российского единства. На мой взгляд, это было несколько опрометчивым шагом. Пусть не для развития консолидации, но для развития правосознания наших сограждан этот праздник можно было бы сохранить». Новый год, поддерживаемый большинством россиян, политической подоплеки в себе не несет, у Дня Победы она, безусловно есть, но это скорее день скорби и памяти, вызывающий у людей иные эмоции. Таким образом, единственной подходящей для этой цели памятной датой в истории страны остается именно 4 ноября.
Должно пройти еще несколько десятилетий, чтобы все от мала до велика понимали значение праздника, знали его происхождение, чтобы во взрослую жизнь вступили новые поколения, которые проходят процесс социализации в то время, когда этот праздник уже существует. Тогда этот праздник окончательно утвердится. О том же, что он начал приживаться, можно говорить уже сейчас.
Тема народного единства особенно остра сегодня, в период возникновения все новых угроз и нестабильного отношения к России на международной арене. К слову, на следующей неделе в Казани пройдет II съезд Российского общества политологов. Идеологические аспекты этой тематики будут подниматься и в рамках форума. Правда, в большей степени мысли, так или иначе касающиеся этого направления, будут звучать в рамках пленарных докладов, а не секционных заседаний.
В целом же тема под названием «Куда идет Россия?» является традиционной для политологических конференций и форумов различного уровня. «Эксперты сходятся во мнении, что на сегодняшний день в стране есть единство в отношении восприятия проводимой внешней политики, это подтверждается и эмпирическими данными. Не согласно с ней явное меньшинство. Важно понимать, что так было не всегда, достаточно вспомнить начало 90-х годов. Если же говорить о внутриполитическом курсе страны, то здесь в обществе есть разногласия, и это нормальное явление для демократического государства. В этом направлении должно быть единство по базовым ценностям и целям, к этому мы еще идем. Сплотить российскую общественность, внедрить единую идеологию сегодня власти пытаются, закладывая в ее основу понятие «патриотизм». В этом направлении еще предстоит долго работать, поскольку большинство граждан нашей страны, неважно какие у них политические взгляды, считают себя патриотами, но представление у них о патриотизме совершенно различное«, — резюмирует эксперт.