Вход в личный кабинет
запомнить меня
Блог «Аналитика на злобу дня»
Статьи
Интервью
Рейтинги
Объявления
О блоге
Эксперты КФУ о ситуации в России и мире
Основатель блога Алина Искандерова
Авторы блога ...
Всего записей 22
Число подписчиков 0
Число комментариев 0
Место в рейтинге
18
Сумма баллов
46
Основные темы
Награды
Описание блога
Эксперты КФУ о ситуации в России и мире
Фотогалерея
Подписчики
Ко дню образования кафедры китайской словесности Казанского университета
10.05.2018
Рубрики:
104
1
0
Завтра, 11 мая, исполняется 181 год с момента создания кафедры китайской словесности в Императорском Казанском университете.

Завтра, 11 мая, исполняется 181 год с момента создания кафедры китайской словесности в Императорском Казанском университете. Ее история становления и развития неразрывно связана с именем В.П. Васильева. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося синолога, и к этой знаменательной дате будет приурочена целая серия мероприятий, организуемых кафедрой алтаистики и китаеведения КФУ. О них мы будем рассказывать в течение года, а данный материал посвящен жизни и деятельности профессора В.П.Васильева, заведующего кафедрой китайско-маньчжурской словесности (1851 – 1855 гг.) Казанского университета, профессора (с 1855 г.), декана восточного факультета Санкт-Петербургского университета (1878 – 1893 гг.) и академика Петербургской Академии наук (1886 г.; член-корреспондент с 1866 г.). Он стал автором фундаментальных работ в различных областях китаеведения, буддизма, изучал китайский, монгольский, тибетский, маньчжурский и санскритский языки в составе XII Российской духовной миссии в Пекине (1840 – 1850 гг.) и собрал уникальные книги, рукописи и этнографические материалы народов Центральной Азии. В своих работах исследовал историю, языки, литературу, религию, фольклор и этнографию народов Восточной и Центральной Азии.

 

Иначе я взглянул на буддизм, иначе на историю Китая, на его литературу, создав особую методу преподавания китайских иероглифов.

В.П.Васильев

 

История отечественного китаеведения ХIХ в. представлена яркими и выдающимися именами ученых-синологов и их бесценным наследием, посвященным истории и культуре великого соседа России – Китая. Масштаб личности и творческого наследия В.П.Васильева, его выдающаяся роль в развитии российского китаеведения во многом ярко и драматично оценена его соратниками и современными исследователями. Жизненный и научный путь Василия Павловича Васильева был связан с Нижним Новгородом, Казанью, Пекином и Санкт-Петербургом. Эти периоды жизни и деятельности В.П.Васильева насыщены кропотливой учебой, путешествием в столицу Срединной империи в Пекин, изучением восточных языков, преподаванием и исследованием истории и культуры народов Восточной и Центральной Азии, связями с учеными, политиками и деятелями культуры и богатейшим научным наследием. Биография и наследие «гениального исследователя Дальнего Востока» (В.В.Бартольд) во многом поучительны для современников для освещения путей и закономерностей развития научной и просветительской мысли о Китае.

В.П.Васильев родился 22 февраля 1818 г. в Нижнем Новгороде в семье чиновника канцелярии губернского правления. В 1825 – 1828гг. учился в уездном училище и в 1828 – 1832 гг. – в гимназии Нижнего Новгорода. Отец титулярный советник Павел Васильевич Васильев и мать Анна Петровна Васильева происходили из духовного сословия. В семье было пять детей – две дочери и три сына. В училище и гимназии он учился успешно, «оказывая должное повиновение» начальству и «обнаруживая к словесным наукам особенную привязанность». Важную роль сыграли и частные уроки, которые 1832 – 1834 гг. давал детям Василий Васильев до поступления в Казанский университет.

В 1834 г. он поступил на медицинский факультет университета, но в связи с тяжелым материальным положением добился перевода на словесное отделение философского факультета (4 сентября 1834 г., разряд монгольского и татарского языков) на казенное содержание.

В период учебы В.П.Васильева на разряде восточной словесности в 1834 – 1839 гг. произошли и другие важные организационные и учебно-методические изменения. В эти годы формировались основы системы университетского востоковедения в Казани, отличавшейся в 40 – 50-х годах ХIХ в. высоким уровнем от аналогичных центров Москвы, Петербурга, Вильно. Еще 11 мая 1833 г. министерство разрешило казенным студентам, изучающим восточные языки в университете, оставаться в его стенах на два года для «теоретического и практического изучения» азиатских языков. В 1835 – 1837 гг. согласно положениям «Общего устава императорских Российских университетов» основные курсы восточных языков (арабский, турецко-татарский, персидский и монгольский) были объединены в разряд восточной словесности философского факультета Казанского университета. В 1836 г. согласно новому «Положению о преподавании в Первой Казанской гимназии восточных языков» (от 2 января 1836 г.) началось преподавание монгольского, арабского, персидского (от 13 апреля 1836 г.) и турецко-татарского (от 16 апреля 1836 г.) языков. Указом Николая I от 19 января 1837 г. число казеннокоштных студентов разряда восточной словесности увеличивается до 14 человек.

11 мая 1837 г. впервые в России в университете была открыта кафедра китайской словесности (в 1844 г. преобразована в китайско-маньчжурскую кафедру). Первым профессором китайского языка в Казанском университете был назначен архимандрит Даниил (Д.П.Сивиллов (1798 – 1871)), преподававший в 1837 – 1844 гг. В последующем его преемником стал И.П.Войцеховский (1793 – 1850), заложивший в 1844 – 1850 гг. основы научного маньчжуроведения в Казани. В 1851 – 1855 гг. кафедру возглавлял профессор В.П.Васильев, приехавший из научной командировки в Китай.

Эти официальные мероприятия сыграли важную роль в подготовке молодого монголоведа, ориентируемого на новые восточные языки. Во время учебы в университете В.П.Васильев практиковался в монгольском и тибетском языках с ламой Г.Никитуевым, который в 1835 – 1842 гг. преподавал в 1-й Казанской гимназии. В период подготовки к научной командировке в Пекин Васильев дополнительно изучал китайский язык под руководством Даниила Сивиллова. В 1837 г. студенческая работа Васильева с тибетской тематикой, направленная в Академию наук, получила высокую оценку монголоведа и тибетолога, ординарного академика Я.И.Шмидта (1779 – 1847).

По окончании полного университетского курса (16 июня 1837г.) В.П.Васильев был утвержден в звании студента кандидата. В 1838 г. Васильев сдал основные экзамены по монгольскому и тибетскому языкам, истории монгольской литературы, буддизму, всеобщей истории и истории Востока. Тема его магистерской диссертации называлась «Об основаниях буддийской философии», которую он защитил 23 декабря 1839 г. Уже на пути в Пекин в составе ХII Российской духовной миссии (1840 – 1849 гг.) В.П.Васильев, зачисленный «для изучения китайского, тибетского и санскритского языков, исследования географии, истории, религии и древностей народов» Восточной Азии, был утвержден министром народного просвещения магистром восточной словесности (29 февраля 1840 г.).

Основные направления синологических исследований В.П.Васильева, сформировавшиеся в столице Цинской империи, получили свое развитие в известные периоды научно-педагогической работы в Казанском (1851 – 1855 гг.) и Санкт-Петербургском (1855 – 1900 гг.) университетах. Именно в Петербурге Васильев вошел в блистательную плеяду крупнейших востоковедов и стал основоположником университетской синологической школы России.

Педагогическая и научная работа В.П.Васильева в Казанском и Петербургском университетах характеризует переломные периоды в истории российского университетского и академического востоковедения ХIХ в.

Периоды жизни и работы Васильева в Пекине в 1840 – 1850 - х годах и в Казани в 1850 – 1855 гг. органически взаимосвязаны. Он был переведен в ведомство Министерства народного просвещения (от 6 января 1851 г.) и в должности профессора кафедры китайско-маньчжурской словесности Казанского университета преподавал официальные языки Цинской империи, а также читал лекции по истории и литературе Китая.

Студентам объяснял грамматику китайского языка с переводом и разбором текстов из «Сы шу» (Четырехкнижья), грамматику маньчжурского языка на основе оригинальных текстов. Также в преподавании основное внимание уделял переводам с маньчжурских и китайских текстов исторических, художественных произведений и официальных документов. В своей педагогической деятельности использовал известные в синологии отечественные и зарубежные учебно-методические работы Н.Я.Бичурина, А.Ремюза, Р.Моррисона и китайских авторов. По инициативе Васильева для проведения практических занятий студентам разряда китайской и маньчжурской словесности был привлечен Исмаил Абу Каримов (1800 – 1865), преподавал китайский язык в 1-й Казанской гимназии (1853 – 1855 гг., в 1855 – 1865 гг. преподавал язык в Петербургском университете).

В этот период были опубликованы первые научные работы ученого-китаеведа – «О китайской траве мусюй» в Казанских губернских ведомостях (1851), «Центральная Азия и главные хребты гор в китайских владениях» в Журнале министерства народного просвещения (1852), «Географические карты Древнего Китая» в Вестнике Географического общества (1854), «О некоторых книгах, относящихся к истории буддизма в библиотеке Казанского университета» в Ученых записках Академии наук (1855) и др. В университете он разбирал и дал научное описание китайским монетам нумизматического кабинета, отправил Академии наук статьи, посвященные буддизму и буддийской литературе. В последний год жизни в Казани подготовил учебные пособия «Основания тибетской грамматики» и «Тибетскую хрестоматию».

Важным итогом научной командировки явилось пополнение 827 названиями фонда китайских, маньчжурских, тибетских и монгольских книг и рукописей библиотеки университета, привезенных В.П.Васильевым из Пекина. Они стали одним из бесценных новых приобретений обширного фонда оригинальных университетских книг, рукописей и этнографических материалов народов Центральной и Восточной Азии после известных коллекций профессоров О.М.Ковалевского, Д.Сивиллова и И.П.Войцеховского в 30 – 40-х годах ХIХ в.

Многогранная научно-педагогическая, административная, общественная и просветительская деятельность В.П.Васильева на восточном факультете Санкт-Петербургского университета также значима. Именно в этот период он внес выдающийся вклад в изучение истории и культуры народов Центральной и Восточной Азии. Его фундаментальные труды определили магистральные пути развития синологии, монголоведения, буддологии и маньчжуроведения в ХIХ в. и стали важной частью мировой истории востоковедения. В петербургский период жизни научная судьба В.П.Васильева отразила общее и особенное в развитии классического китаеведения в российском культурно-историческом пространстве. Он продолжил лучшие научные традиции отечественных востоковедов ХVIII – первой половины ХIХ вв. И сегодня педагогическое и научное наследие ученого-китаеведа феноменально и бесценно.

Талант педагога, ученого и организатора В.П.Васильева наиболее раскрылся на должностях в восточном факультете Петербургского университета и в Петербургской Академии наук. С основания восточного факультета в 1855 г. и до своей кончины 27 апреля 1900 г. В.П.Васильев был профессором и заведующим кафедрой китайской и маньчжурской словесности. В 1864 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Мин». В 1878 – 1893 гг. был в должности декана факультета, внося огромный вклад в развитие системы востоковедческого образования и науки о Востоке в России второй половины ХIХ в. К началу ХХ в. восточный факультет стал крупнейшим центром отечественного и мирового востоковедения. В 1866 г. он избран членом-корреспондентом и с 1886 г. – ординарный академик Санкт-Петербургской Академии наук. Таким образом, воспитанник Казанского университета оказал большое влияние на развитие научных исследований, направлений и дисциплин российского академического востоковедения. В 1887 г. в связи с подготовкой к 70-летию со дня рождения и 50-летию научно-педагогической деятельности В.П.Васильев был избран почетным членом Петербургского и Казанского университетов.

Основные направления учебной работы были связаны с преподаванием китайского и маньчжурского языков и литератур, чтением лекций по истории Китая. Он стал первым лектором оригинального учебного курса лекций по истории Китая и стран Центральной и Восточной Азии. Его университетские лекции включали разнообразные материалы по языкам, истории, литературе, географии, этнографии и культуре народов индо-буддийской и конфуцианской цивилизаций.

Петербургский период научно-преподавательской и общественной деятельности В.П.Васильева показывает, как разрозненные знания и наука о Китае и окружающих его народах и обществах стали представлять сложное и многоплановое научное и социокультурное явление. Особенно его наследие раскрывает процесс интеграции направлений знаний о народах Центральной и Восточной Азии в целостно-познавательную научную и просветительскую систему. Исследовательское творчество Васильева было связано с языкознанием, историей, литературоведением, философией, географией, эпиграфикой, этнографией народов и цивилизаций Центральной и Восточной Азии. Исследования ученого в этих областях свидетельствуют о прогрессе в развитии приемов, методов и форм познания истории и культуры восточных народов.

Неоценимым вкладом В.П.Васильева в российскую синологию считается разработанная им графическая система китайских иероглифов, которая активно используется в современных китайско-русских словарях.

На протяжении всей жизни В.П.Васильев сохранял уважительное отношение к Казанскому университету. Помнил и уважал университетских профессоров, студентов и своих земляков. Переписывался с казанскими востоковедами. В 1877 г. он принимал участие в IV Археологическом съезде, проходившем в Казани. Постоянно возвращался на отдых во время отпуска в имение в с.Каинка Свияжского уезда Казанской губернии, оставшееся после смерти жены (1868 г.).

Талантливейший и трудолюбивый ученый-китаевед и мыслитель В.П.Васильев не забыт. Сегодня о нем помнят и коллеги чтят память великого знатока Китая. Его труды и статьи читают студенты и ученые в Казанском и Петербургском университетах. Творческая жизнь и наследие В.П.Васильева показывает непреходящее значение его огромного вклада в отечественную науку, образование и культуру.

Автор: заведующая кафедрой алтаистики и китаеведения КФУ Альфия Аликберова

Комментарии
Лента блога

Ко дню образования кафедры китайской словесности Казанского университета

Завтра, 11 мая, исполняется 181 год с момента создания кафедры китайской словесности в Императорском Казанском университете. Ее история становления и развития неразрывно связана с именем В.П. Васильева. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося синолога, и к этой знаменательной дате будет приурочена целая серия мероприятий, организуемых кафедрой алтаистики и китаеведения КФУ. О них мы будем рассказывать в течение года, а данный материал посвящен жизни и деятельности профессора В.П.Васильева, заведующего кафедрой китайско-маньчжурской словесности (1851 – 1855 гг.) Казанского университета, профессора (с 1855 г.), декана восточного факультета Санкт-Петербургского университета (1878 – 1893 гг.) и академика Петербургской Академии наук (1886 г.; член-корреспондент с 1866 г.). Он стал автором фундаментальных работ в различных областях китаеведения, буддизма, изучал китайский, монгольский, тибетский, маньчжурский и санскритский языки в составе XII Российской духовной миссии в Пекине (1840 – 1850 гг.) и собрал уникальные книги, рукописи и этнографические материалы народов Центральной Азии. В своих работах исследовал историю, языки, литературу, религию, фольклор и этнографию народов Восточной и Центральной Азии.
 
Иначе я взглянул на буддизм, иначе на историю Китая, на его литературу, создав особую методу преподавания китайских иероглифов.
В.П.Васильев
 
История отечественного китаеведения ХIХ в. представлена яркими и выдающимися именами ученых-синологов и их бесценным наследием, посвященным истории и культуре великого соседа России – Китая. Масштаб личности и творческого наследия В.П.Васильева, его выдающаяся роль в развитии российского китаеведения во многом ярко и драматично оценена его соратниками и современными исследователями. Жизненный и научный путь Василия Павловича Васильева был связан с Нижним Новгородом, Казанью, Пекином и Санкт-Петербургом. Эти периоды жизни и деятельности В.П.Васильева насыщены кропотливой учебой, путешествием в столицу Срединной империи в Пекин, изучением восточных языков, преподаванием и исследованием истории и культуры народов Восточной и Центральной Азии, связями с учеными, политиками и деятелями культуры и богатейшим научным наследием. Биография и наследие «гениального исследователя Дальнего Востока» (В.В.Бартольд) во многом поучительны для современников для освещения путей и закономерностей развития научной и просветительской мысли о Китае.
В.П.Васильев родился 22 февраля 1818 г. в Нижнем Новгороде в семье чиновника канцелярии губернского правления. В 1825 – 1828гг. учился в уездном училище и в 1828 – 1832 гг. – в гимназии Нижнего Новгорода. Отец титулярный советник Павел Васильевич Васильев и мать Анна Петровна Васильева происходили из духовного сословия. В семье было пять детей – две дочери и три сына. В училище и гимназии он учился успешно, «оказывая должное повиновение» начальству и «обнаруживая к словесным наукам особенную привязанность». Важную роль сыграли и частные уроки, которые 1832 – 1834 гг. давал детям Василий Васильев до поступления в Казанский университет.
В 1834 г. он поступил на медицинский факультет университета, но в связи с тяжелым материальным положением добился перевода на словесное отделение философского факультета (4 сентября 1834 г., разряд монгольского и татарского языков) на казенное содержание.
В период учебы В.П.Васильева на разряде восточной словесности в 1834 – 1839 гг. произошли и другие важные организационные и учебно-методические изменения. В эти годы формировались основы системы университетского востоковедения в Казани, отличавшейся в 40 – 50-х годах ХIХ в. высоким уровнем от аналогичных центров Москвы, Петербурга, Вильно. Еще 11 мая 1833 г. министерство разрешило казенным студентам, изучающим восточные языки в университете, оставаться в его стенах на два года для «теоретического и практического изучения» азиатских языков. В 1835 – 1837 гг. согласно положениям «Общего устава императорских Российских университетов» основные курсы восточных языков (арабский, турецко-татарский, персидский и монгольский) были объединены в разряд восточной словесности философского факультета Казанского университета. В 1836 г. согласно новому «Положению о преподавании в Первой Казанской гимназии восточных языков» (от 2 января 1836 г.) началось преподавание монгольского, арабского, персидского (от 13 апреля 1836 г.) и турецко-татарского (от 16 апреля 1836 г.) языков. Указом Николая I от 19 января 1837 г. число казеннокоштных студентов разряда восточной словесности увеличивается до 14 человек.
11 мая 1837 г. впервые в России в университете была открыта кафедра китайской словесности (в 1844 г. преобразована в китайско-маньчжурскую кафедру). Первым профессором китайского языка в Казанском университете был назначен архимандрит Даниил (Д.П.Сивиллов (1798 – 1871)), преподававший в 1837 – 1844 гг. В последующем его преемником стал И.П.Войцеховский (1793 – 1850), заложивший в 1844 – 1850 гг. основы научного маньчжуроведения в Казани. В 1851 – 1855 гг. кафедру возглавлял профессор В.П.Васильев, приехавший из научной командировки в Китай.
Эти официальные мероприятия сыграли важную роль в подготовке молодого монголоведа, ориентируемого на новые восточные языки. Во время учебы в университете В.П.Васильев практиковался в монгольском и тибетском языках с ламой Г.Никитуевым, который в 1835 – 1842 гг. преподавал в 1-й Казанской гимназии. В период подготовки к научной командировке в Пекин Васильев дополнительно изучал китайский язык под руководством Даниила Сивиллова. В 1837 г. студенческая работа Васильева с тибетской тематикой, направленная в Академию наук, получила высокую оценку монголоведа и тибетолога, ординарного академика Я.И.Шмидта (1779 – 1847).
По окончании полного университетского курса (16 июня 1837г.) В.П.Васильев был утвержден в звании студента кандидата. В 1838 г. Васильев сдал основные экзамены по монгольскому и тибетскому языкам, истории монгольской литературы, буддизму, всеобщей истории и истории Востока. Тема его магистерской диссертации называлась «Об основаниях буддийской философии», которую он защитил 23 декабря 1839 г. Уже на пути в Пекин в составе ХII Российской духовной миссии (1840 – 1849 гг.) В.П.Васильев, зачисленный «для изучения китайского, тибетского и санскритского языков, исследования географии, истории, религии и древностей народов» Восточной Азии, был утвержден министром народного просвещения магистром восточной словесности (29 февраля 1840 г.).
Основные направления синологических исследований В.П.Васильева, сформировавшиеся в столице Цинской империи, получили свое развитие в известные периоды научно-педагогической работы в Казанском (1851 – 1855 гг.) и Санкт-Петербургском (1855 – 1900 гг.) университетах. Именно в Петербурге Васильев вошел в блистательную плеяду крупнейших востоковедов и стал основоположником университетской синологической школы России.
Педагогическая и научная работа В.П.Васильева в Казанском и Петербургском университетах характеризует переломные периоды в истории российского университетского и академического востоковедения ХIХ в.
Периоды жизни и работы Васильева в Пекине в 1840 – 1850 - х годах и в Казани в 1850 – 1855 гг. органически взаимосвязаны. Он был переведен в ведомство Министерства народного просвещения (от 6 января 1851 г.) и в должности профессора кафедры китайско-маньчжурской словесности Казанского университета преподавал официальные языки Цинской империи, а также читал лекции по истории и литературе Китая.
Студентам объяснял грамматику китайского языка с переводом и разбором текстов из «Сы шу» (Четырехкнижья), грамматику маньчжурского языка на основе оригинальных текстов. Также в преподавании основное внимание уделял переводам с маньчжурских и китайских текстов исторических, художественных произведений и официальных документов. В своей педагогической деятельности использовал известные в синологии отечественные и зарубежные учебно-методические работы Н.Я.Бичурина, А.Ремюза, Р.Моррисона и китайских авторов. По инициативе Васильева для проведения практических занятий студентам разряда китайской и маньчжурской словесности был привлечен Исмаил Абу Каримов (1800 – 1865), преподавал китайский язык в 1-й Казанской гимназии (1853 – 1855 гг., в 1855 – 1865 гг. преподавал язык в Петербургском университете).
В этот период были опубликованы первые научные работы ученого-китаеведа – «О китайской траве мусюй» в Казанских губернских ведомостях (1851), «Центральная Азия и главные хребты гор в китайских владениях» в Журнале министерства народного просвещения (1852), «Географические карты Древнего Китая» в Вестнике Географического общества (1854), «О некоторых книгах, относящихся к истории буддизма в библиотеке Казанского университета» в Ученых записках Академии наук (1855) и др. В университете он разбирал и дал научное описание китайским монетам нумизматического кабинета, отправил Академии наук статьи, посвященные буддизму и буддийской литературе. В последний год жизни в Казани подготовил учебные пособия «Основания тибетской грамматики» и «Тибетскую хрестоматию».
Важным итогом научной командировки явилось пополнение 827 названиями фонда китайских, маньчжурских, тибетских и монгольских книг и рукописей библиотеки университета, привезенных В.П.Васильевым из Пекина. Они стали одним из бесценных новых приобретений обширного фонда оригинальных университетских книг, рукописей и этнографических материалов народов Центральной и Восточной Азии после известных коллекций профессоров О.М.Ковалевского, Д.Сивиллова и И.П.Войцеховского в 30 – 40-х годах ХIХ в.
Многогранная научно-педагогическая, административная, общественная и просветительская деятельность В.П.Васильева на восточном факультете Санкт-Петербургского университета также значима. Именно в этот период он внес выдающийся вклад в изучение истории и культуры народов Центральной и Восточной Азии. Его фундаментальные труды определили магистральные пути развития синологии, монголоведения, буддологии и маньчжуроведения в ХIХ в. и стали важной частью мировой истории востоковедения. В петербургский период жизни научная судьба В.П.Васильева отразила общее и особенное в развитии классического китаеведения в российском культурно-историческом пространстве. Он продолжил лучшие научные традиции отечественных востоковедов ХVIII – первой половины ХIХ вв. И сегодня педагогическое и научное наследие ученого-китаеведа феноменально и бесценно.
Талант педагога, ученого и организатора В.П.Васильева наиболее раскрылся на должностях в восточном факультете Петербургского университета и в Петербургской Академии наук. С основания восточного факультета в 1855 г. и до своей кончины 27 апреля 1900 г. В.П.Васильев был профессором и заведующим кафедрой китайской и маньчжурской словесности. В 1864 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Мин». В 1878 – 1893 гг. был в должности декана факультета, внося огромный вклад в развитие системы востоковедческого образования и науки о Востоке в России второй половины ХIХ в. К началу ХХ в. восточный факультет стал крупнейшим центром отечественного и мирового востоковедения. В 1866 г. он избран членом-корреспондентом и с 1886 г. – ординарный академик Санкт-Петербургской Академии наук. Таким образом, воспитанник Казанского университета оказал большое влияние на развитие научных исследований, направлений и дисциплин российского академического востоковедения. В 1887 г. в связи с подготовкой к 70-летию со дня рождения и 50-летию научно-педагогической деятельности В.П.Васильев был избран почетным членом Петербургского и Казанского университетов.
Основные направления учебной работы были связаны с преподаванием китайского и маньчжурского языков и литератур, чтением лекций по истории Китая. Он стал первым лектором оригинального учебного курса лекций по истории Китая и стран Центральной и Восточной Азии. Его университетские лекции включали разнообразные материалы по языкам, истории, литературе, географии, этнографии и культуре народов индо-буддийской и конфуцианской цивилизаций.
Петербургский период научно-преподавательской и общественной деятельности В.П.Васильева показывает, как разрозненные знания и наука о Китае и окружающих его народах и обществах стали представлять сложное и многоплановое научное и социокультурное явление. Особенно его наследие раскрывает процесс интеграции направлений знаний о народах Центральной и Восточной Азии в целостно-познавательную научную и просветительскую систему. Исследовательское творчество Васильева было связано с языкознанием, историей, литературоведением, философией, географией, эпиграфикой, этнографией народов и цивилизаций Центральной и Восточной Азии. Исследования ученого в этих областях свидетельствуют о прогрессе в развитии приемов, методов и форм познания истории и культуры восточных народов.
Неоценимым вкладом В.П.Васильева в российскую синологию считается разработанная им графическая система китайских иероглифов, которая активно используется в современных китайско-русских словарях.
На протяжении всей жизни В.П.Васильев сохранял уважительное отношение к Казанскому университету. Помнил и уважал университетских профессоров, студентов и своих земляков. Переписывался с казанскими востоковедами. В 1877 г. он принимал участие в IV Археологическом съезде, проходившем в Казани. Постоянно возвращался на отдых во время отпуска в имение в с.Каинка Свияжского уезда Казанской губернии, оставшееся после смерти жены (1868 г.).
Талантливейший и трудолюбивый ученый-китаевед и мыслитель В.П.Васильев не забыт. Сегодня о нем помнят и коллеги чтят память великого знатока Китая. Его труды и статьи читают студенты и ученые в Казанском и Петербургском университетах. Творческая жизнь и наследие В.П.Васильева показывает непреходящее значение его огромного вклада в отечественную науку, образование и культуру.
Автор: заведующая кафедрой алтаистики и китаеведения КФУ Альфия Аликберова

Вид публикации: 
Рубрики: 
Анонс: 
Завтра, 11 мая, исполняется 181 год с момента создания кафедры китайской словесности в Императорском Казанском университете.
КФУ ID: 
139067
Баллы: 
0
Фото: 
Ранг: 
Последний редактор: